Лечение псориаза, экземы, атопического дерматита, розацеа и других заболеваний кожи. Тел. для связи: +7 (904) 602-31-33.

Духовно ориентированная терапия кожных больных

 Терлецкий О. В.

Канд. мед. наук, врач дерматовенеролог   

Из работ Терлецкого О. В.

В каждой специальности есть всегда какие-то специфические знания, при правильном использовании которых можно достичь выдающихся результатов. В данном случае речь идет об оказании эффективной психологической помощи дерматологическим больным.

Эти специфические знания, по моему мнению, необходимы как врачам, так и их пациентам.

 Выполняя рекомендации и соблюдая режим, очень часто мы недуг побеждаем. Но бывает и так, что больной выполняет все рекомендации лечащего врача, касающиеся лечения, правильного питания, режима, а исцеления или даже улучшения не наступает. Человек начинает сомневаться, терзать себя разными мыслями, в том числе: а может, все эти усилия прилагались зря? А может, проще закурить, выпить, уколоться и забыться? А может, доктор утаивает какую-то чудесную методику и нам надо ее самим найти.  В чем же ошибка? Можно правильно выполнять все рекомендации доктора, лечить тело, но забыть о своих больных ДУШЕ и ДУХЕ. Как правило, в этом случае человек получает отрицательный результат от терапии и полное разочарование от жизни. Победу же над недугом, приобретает истинно верующий человек, заботящийся о своих душе и духе, человек, смиренно принимающий физические страдания от псориаза, либо другой какой то болезни и воздающий благодарность Господу за все скорби и печали. Почему так происходит? Ответы будем искать в книгах Священного Писания, посланиях апостолов, трудах святых отцов и научных работах.

Тайная Вечеря
Тайная Вечеря

Рассмотрим на нескольких примерах, нужна ли вообще «Духовно ориентированная терапия кожным больным», а может это что-то надуманное и никому не нужное? 

Первый пример. На Фото 1. а) представлен периоральный дерматит, развившийся после применения в течение 4-х мес глюкокортикостероидных (ГКС) или гормональных мазей на кожу лица и вокруг рта молодой женщиной 26 лет. В конце - концов дошло до того, что любящий муж едва узнавал молодую жену. Лицо отекло, приобрело нездоровый синюшно-розово-красный оттенок, появилось шелушение, трещины, мокнутие, корочки. Женщина оказалась верующей, однако длительно не причащалась ...

Сразу после причастия наметился положительный сдвиг. Господь Бог наш и любящий муж помогли ей справиться с кризисом. 

В даном случае, ГКС  были назначены врачом дерматологом, а затем косметологом. Это спровоцировало распространение высыпаний по всему лицу, особенно в периоральной (вокруг рта) и периорбитальной области (вокруг глаз). Характерно, что даже после этого назначались ещё более сильные ГКС, только с новыми для пациена названиями. Становилось только хуже. Последействие этих кремов и мазей (фармакодинамика) составляет примерно 1 месяц. Отмена приводит к «синдрому отмены» или «рикошета» - резкому обострению. Кожа требует ГКС, но от них становится хуже (высыпаний намного больше), а без ГКС ещё хуже. Разорвать этот порочный замкнутый круг очень сложно и без помощи пациента невозможно.  Фото 1. б) сделано спустя 3 мес. на фоне лечения.  Фото 1. в) сделано спустя 5 мес. на фоне применения специально разработанного крема, восстанавливающего разрушенную структуру кожи (ПАТЕНТ на изобретение № 2456976).  

Внимание! Это необходимо знать! От применения гормональных мазей становится ещё хуже и никакие лекарственные средства больше помочь не могут. 

Внимание! Изменения структуры кожи и последствия применения ГКС необратимы!

Такие осложнения от пациента требуют: мужества, терпения и смирения. В данном случае эти качества  были проявлены и поэтому мы достигли отличный результат. Однако восстанавливающая и поддерживающая наружная терапия продолжается. 

приоральный дерматит на фоне терапии
 Фото 1. а) Периоральный дерматит. Фото 1.  б) Cпустя 3-и мес., после начала лечения.
ремиссия
Фото 1.  в) Ремиссия. Cпустя 5-ть мес., после начала лечения.

Второй пример. На Фото 2. а) представлен розацеаподобный периоральный дерматит, развившийся после применения в течение 3-х лет, с периодичностью 3-4 раза в месяц глюкокортикостероидных (ГКС) или гормональных мазей на кожу лица. Лечился несколько лет без какого-либо эффекта. Пока не попал ко мне в полном отчаянии (привела мама), практически без надежды на излечение. В остальном картина таже. В дальнейшем пациент проявил мужество, веру врачу и нам ничего не оставалось как только победить болезнь. Молодой человек женился и жизнь наладилась.

Розацеаподобный периоральный дерматит 2.б
Фото 2. а)  Периоральный дерматит. Фото 2. б)  После лечения.

Такие результаты лечения являются самой большой наградой для меня от моих пациентов. Следует сказать, что результат в первую очередь зависит от поведения больного, а не от меня. Разработанные мною методика лечения и лечебные мази работают на все 100%. Однако, при этих заболеваниях успех в первую очередь зависит от пациента и его человеческих качеств, а именно, есть ли у него: 1) рассудительность и смирение?; 2) мужество?; 3) терпение?; 4) воля к победе? и 5) вера

Третий пример. На Фото 3 представлен розацеаподобный периоральный дерматит, развившийся у 43 летней женщины, после применения в течение 2-х мес, с периодичностью 3-4 раза в месяц глюкокортикостероидных (ГКС) или гормональных мазей на кожу лица. Лечилась длительно, без особого эффекта, в одной из уважаемых дерматологических клиник г. СПб. Фото 3 сделано спустя 7,5 мес непрерывного лечения в стационарных условиях (фотография любезно предоставлена лечащим врачом этой женщины, с разрешения больной).   

розацеаподобный приоральный дерматит
  Фото 3.  Розацеаподобный периоральный дерматит.

 К сожалению, эта женщина ко мне за медицинской помощью не обращалась.

Если Вы хотите познать истинное положение дел в медицине и знать какой опасности подвергается Ваша жизнь, пожалуйста ознакомьтесь со статьёй «Горькие плоды врачебных ошибок» в разделе «Школа больного».

Если Вы хотите познакомиться с историей жизни Иисуса, описанной его любимым учеником Иоанном, посмотрите художественный фильм «Евангелие от Иоанна» британского режиссёра Филиппа Сэвилла. В создании фильма учавствовали такие страны как Великобритания, Канада, США.

Визуальное «Евангелие от Иоанна» это кинокартина, которая была слово в слово перенесена из Библии. История жизни Иисуса, описанная его учеником Иоанном, это 3-х часовое повествование переносит зрителя в древний мир, тщательно и скурпулезно воссозданный, включая оригинальный саундтрек, наполненный звуками инструментов из того времени. Картина точно следует тексту «Евангелие от Иоанна», не добавляя ничего из других евангелий и не пропуская сложных моментов.

Если Вы ещё  не видели фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы» обязательно посмотрите его.

Фильм «Страсти Христовы» о последних двенадцати часах жизни Иисуса из Назарета. Действие начинается в Гефсиманском саду, куда Иисус пришел помолиться после Тайной вечери. Иисус сопротивляется искушениям, которым подвергает его сатана. Преданный Иудой Искариотом, Иисус арестован. Его приводят назад в Иерусалим, где предводители фарисеев обвиняют его в богохульстве, и суд над ним завершается смертным приговором...

Если Вы хотите увидеть уникальные кадры, снятые очевидцами, как ангелы забирают душу праведного человека, услышать свидетельства людей, побывавших на «том» свете, посмотрите фильм Галины Царевой «Память смертная».

Если Вы хотите узнать «О духовных наставниках» (какими на самом деле должны быть наставники и наставляемые) и «О сущности Христианства» прослушайте лекции на православном телеканале СОЮЗ профессора Московской духовной академии и семинарии Осипова Алексея Ильичав 2-х  и 3-х частях. 

«О духовных наставниках»:

«О сущности Христианства»:

 

НА ЧТО ЖЕ НАПРАВЛЕНА ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ И КАКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕШАЕТ?

1. Духовно ориентированная терапия направлена на оказание психологической и медикаментозной помощи пациенту, страдающему как от телесных, так и от духовных болезней.

2. Целью этой терапии является достижение терапевтического эффекта с помощью самых передовых, но безопасных для (тела и души) пациента медицинских технологий и лекарственных препаратов, применяемых в общей и наружной терапии, соответствующих учению святого Евангелия, святых отцов и положениям «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви».

3. Задачами этой терапии являются:

- создание «Школы больного» (цель и задачи этой школы см. на сайте terletsky.ru);

- оказание практической помощи нуждающимся больным в процессе познания нашей духовной и телесной сущности;

- разъяснение пациенту роли наших страстей (грехов) в зарождении и развитии болезней;

- напоминание сомневающимся или заблудшим, страдающим телесными недугами больным о нашем истинном Враче и Спасителе - Иисусе Христе;

- оказание помощи пациенту в осознании духовных причин телесных болезней;

- понуждение пациента сверять свою жизнь (помыслы, мысли, слова, поступки) со святым Евангелием и советами святых отцов.

4. Психотерапевтический эффект этой терапии заключается в целебном воздействии на заблудших людей нашей духовной врачебницы - Церкви, живительного Евангельского слова, советов святых отцов, покаяния и причастия Святых Христовых Тайн.

Итак, если Вы после приведённых примеров и прослушанных аудио лекций пришли к выводу, что Вам, больным кожными и другими недугами «Духовно ориентированная психотерапия» необходима, то давайте вместе, дорогие друзья, ознакомимся с некоторыми медицинскими вопросами и наставлениями святых отцов, касающимися нашего телесного и душевного здоровья.

К сожалению, довольно часто гормональные мази назначают больным без учета показаний. В таких случаях пациент пользуется топическими ГКС до тех пор, пока у него не появляются осложнения. Кроме этого он сталкивается с искусственно созданными серьезными проблемами: привыкания к препарату, синдромом отмены или рикошета и др. 

Примеры осложнений развившихся после применения глюкокортикостероидных (ГКС) мазей у больных найдёте в «Аудио лекциях» (зайдите в «Главное меню», увидите раздел «Аудио лекции», войдите в него и слушайте, или нажмите сразу же на выделенные подчеркиванием «Аудио лекции»).

Не отчаивайтесь! Смотрите  «Результаты»  «ДО»  и  «ПОСЛЕ» терапии.

Святитель Иоанн Златоуст о здоровье телесном и душевном наставляет: «Важно здравие телесное, но гораздо важнее здравие душевное и тем важнее, чем душа превосходит тело» [Цветник духовный. Мысли и изречения святых и великих людей, 2010].  

святитель Иоанн Златоуст
Святитель Иоанн Златоуст

На эту же тему преподобный Серафим Саровский имел следующее мнение: «Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига и даже более» [Там же].

Преподобный Серафим Саровский
Прп. Серафим Саровский

Первый вопрос, как и из чего, был создан человек?

В Книге Бытие говорится: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26–27). Там же сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) и апостол Павел  дают определение человека: «Что такое - человек? На этот вопрос отвечает человекам апостол: вы есте церкви Бога Жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие  (2Кор. 6:16). Священное Писание называет всякого вообще человека домом, обителью, сосудом. Тот человек, который не захочет быть домом Божиим, сосудом Божественной благодати, соделывается домом и сосудом греха и сатаны.  Егда нечистый дух, - сказал Спаситель, - изыдет от человека, преходит сквозе безводная места, ища покоя, и не обретает. Тогда речет: возвращуся в дом мой, отнюдуже изыдох: и пришед обрящет празден, пометен и украшен. Тогда идет и поймет с собою седмь иных духов лютейших себе, и вшедше живут ту: и будут последняя человеку тому горша первых [Мф. XII, 43; Лк. II, 24. См. объяснение этих слов Евангелия блаженным Феофилактом Болгарским, также в Слове о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу (Аскетические опыты, т. II, изд. 1865 г.).]. Человек не может не быть тем, чем он создан: он не может не быть домом, не быть жилищем, не быть сосудом. Не дано ему пребывать единственно с самим собою, вне общения: это ему неестественно. Он может быть с самим собою только при посредстве Божественной благодати, в присутствии ее, при действии ее: без нее он делается чуждым самому себе и подчиняется невольно преобладанию падших духов за произвольное устранение из себя благодати, за попрание цели Творца. Апостол, благоговейно созерцая свободу, которую Бог предоставил человекам преуспевать как в добре, так и во зле во время всей земной жизни, говорит: Яко камение живо зиждитеся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом. В велицем дому мира не точию сосуди злати и сребряни суть, но и древяни и глиняни; и ови убо в честь, ови же не в честь. Аще убо кто очистит себе от сих, будет сосуд в честь, освящен и благопотребен Владыце  (1Пет. 2:5; 2Тим. 2:20,21). Дана свобода, но воля Божия пребывает неизменною: Сия есть воля Божия - святость ваша, хранити себе самех от блуда, и ведети комуждо от вас свой сосуд стяжавати во святыни и чести, а не в страсти похотней, якоже и языцы, не ведящии Бога. Не призва бо нас Бог на нечистоту, но во святость. Темже убо отметаяй, не человека отметает, но Бога, давшаго Духа Своего Святаго в нас (1Сол. 4:3–8). Соделывается человек сосудом и жилищем Божиим посредством христианства; устраивается и украшается жилище действием Святаго Духа: вы созидаетеся, - говорит апостол, - в жилище Божие Духом (Еф. 2:22). Вожделенно для человека удовлетворение Божественной цели! Вожделенно для человека достижение достоинства, предоставленного ему Богом! Достоинство это при сотворении человека было даром Божиим; потерянное падением, оно по искуплении опять соделалось даром Божиим. Преклоняю колена моя, - пишет святой Павел к ефесеям, - ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа, да даст вам по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца ваша (Еф. 3:14,16,17). Достоинство даровано и законоположено Богом: отвержение достоинства влечет за собою вечную погибель. Будите во Мне и Аз в вас, - сказал Спаситель всем ученикам Своим - христианам. - Якоже розга не может плода сотворити о себе (сама собой), аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете. Аз есмь лоза, вы же рождие, и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног: яко без Мене не можете творити ничесоже. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет, и собирают ю, и во огнь влагают, и сгорает (Ин. 15:4–6). Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим (Ин. 14:23). Соделались храмами Божества все избранники Божии, как говорит о себе святой апостол Павел: Живет во мне Христос (Гал. 2:20). Не удовлетворивших Божественному назначению он называет не тем, чем они должны быть. Или не знаете себе, - говорит он, - яко Иисус Христос в вас есть? Разве точию чим неискусни есте, то есть (по русскому переводу) «разве только вы не то, чем должны быть» (2Кор. 13:5). За неудовлетворение человеком назначению своему апостол возвещает ему вечное бедствие. Не весте ли, - говорит он, - яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог отступлением от него, преданием собственному состоянию падения, общению с падшими духами и последствию их - погребению навеки во адской огненной бездне. Храм Божий свят есть, иже есте вы, то есть «храм Божий свят, а этот храм - вы» (1Кор. 3:16–17). Не только души, но и телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть, Егоже имате от Бога, получив в себя при Таинстве Крещения, и  несте свои: куплены бо есте ценою Крови Богочеловека. Прославите убо Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия (1Кор. 6:19–20). Основываясь на этих свидетельствах Святаго Духа, определяем человека так: “Человек есть Богозданный храм Божества по душе и телу”»  [Святитель Игнатий Брянчанинов, 2011]. 

Св. Игнатий Брянчанинов

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867)

Второй вопрос, откуда и почему берутся болезни?

Ответ найдем в Книге пророка Исаии: «Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, - повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем» (Ис. 1: 2–6). 

Об упорстве, приведу изречение мудреца Соломона, царя Израильского: «Упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их» (Притч. 1:32). 

По словам святого апостола Павла:  «Непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго» (1 Фес. 4:8).

апостол Павел. Икона Андрея Рублева фпостол Павел 
Апостол Павел. Икона Андрея Рублева  Апостол Павел

Третий вопрос, как происходит исцеление?

В Святом Евангелии говорится: «Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк. 8:47–48).  И еще: «Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. Отец отрока воскликнул со слезами: верую Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:23–24). Следовательно: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29–30). 

Святитель Иоанн Златоуст  утверждает, что: «Великое благо – вера, великое благо и виновница многих благ, так, что люди во имя Божие могут совершать дела Божии. Если вы будете иметь веру, - говорит [Христос], - скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет (Мф. 17:20); и опять: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит (Ин. 14:12). Какие же, скажешь, дела большие? Дела, совершенные учениками впоследствии, когда даже тень Петра воскресила мертвого. Через это еще более проповедовалась и сила Христова» [Симфония по творениям святителя Иоанна Златоуста, 2009]. 

Святитель Димитрий Ростовский говорит, что: «Невозможно кому-либо исцеление или дарование какое от Бога без веры получить. Врач душ и телес, Сын Божий, исцеляя всякую болезнь  и всякую немощь в людях, веры всюду требовал, и по вере подавал излечение (Мф. 4:23; 9:29). Так в Капернауме по вере сотника исцелил Он слугу его: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час (Мф. 8:13). Так и кровоточивой: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя,- и спасена была с того часа (Мф. 9:22). Так же двум слепцам: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их  (Мф. 9:29–30).  Так же хананеянке: о, женщина! велика вера твоя;  да будет тебе по желанию твоему (Мф. 15:28). И многих иных по вере их спас» [Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского, 2008].

Святитель Дмитрий Ростовский 
 Святитель Димитрий Ростовский (1651-1709)

Преподобный Ефрем Сирин считает, что: «Блажен, кто просиял верой в Господа, как ясный светильник на высоком подсвечнике, и просветил души омраченные, которые последовали учению неверных и злочестивых». Этот великий отец поведал, что: «Твердость веры твоей обнаруживается не тогда, когда тебе прислуживают и выслушиваешь ты льстивые речи, но когда переносишь гонения и побои» [Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина, 2008].

прп. Ефрем Сирин
Прп. Ефрем Сирин

Святой праведный Иоанн Кронштадтский научает: «Прося Господа, или Пречистую Матерь Божию, или Ангелов, или святых, нужно иметь такую веру, какую имел капернаумский сотник. Он веровал, что как слушались его воины и исполняли его слова, так тем более по всемогущему слову Всеблагого Господа исполнится просьба его. <…> Воистину, и я верую с сотником, что если буду просить как должно и о чем должно какого-либо святого: подай сие – и подаст, прииди ко мне на помощь – и придет, сотвори сие – и сотворит. Вот какую простую и сильную веру надо иметь» [Симфония по творениям  св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2009]. 

Св. праведный Иоанн Кронштадтский
 Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908)

Святитель Филарет, митрополит Московский о вере говорит, что: «Ничто столько не нужно человеку, как вера. От нее зависит не только блаженство будущей жизни, но и благополучие настоящей жизни, и не только  благополучие каждого из нас, но и благосостояние целых обществ» [Цветник духовный. Мысли и изречения святых и великих людей, 2010]. 

 

Святитель Филарет 
 Святитель Филарет (1783-1867)

Святитель Иоанн Златоуст о вере рассуждает следующим образом: «Какое великое благо вера! Она спасает нас и тогда, когда мы  приходим в безвыходное положение, когда нам угрожает смерть, когда обстоятельства нашей жизни отчаянны» [Там же].

свт. Иоанн Златоуст
Свт. Иоанн Златоуст с житием. Икона. Средняя Русь. Середина XVI века. Из Федоровского собора Федоровского монастыря Переславля - Залесского. С 1926 в ПЗИХМЗ. Переславль - Залесский.

Преподобный Иоанн Лествичник утверждает, что: «Вера получает и то, на что не смеет надеяться, как показал это пример благоразумного разбойника на кресте» [Там же].

прп. Иоанн Лествичник
Прп. Иоанн Лествичник. Новгородская икона XIII век

Четвертый вопрос, как же случилось, что, первый человек, изначально сотворенный нетленным и потенциально бессмертным, соблазненный диаволом и впавший в грех непослушания Богу, в своих потомках приобрел болезни и смерть?

Думаю, что, в том числе, из-за продолжающегося упорства и непослушания Богу.  

В первой книге Моисея Бытие сказано: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу» (Быт.1:29). «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла». «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:9, 16–17). Обратим внимание, что Господь Бог заповедал человеку есть «траву, сеющую семя, <…> плод древесный, сеющий семя» и  «от всякого дерева в саду».

Изгнав прародителей из Эдема, одетых в кожаные  одежды, Господь Бог поставил на страже у рая Ангела – херувима с пламенным мечом: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3:21);  «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:24). 

Чем питался человек после изгнания из Рая? По сути всем, чем придется, лишь-бы выжить, в том числе термически обработанной пищей и мясом. Выполнял ли человек заповеди Господа Бога, касающиеся питания, в дальнейшем? Нет. К чему это привело? К развитию множества заболеваний и существенному сокращению продолжительности жизни.

Что же говорит наука о правильном питании человека? На этот вопрос нам помогут ответить работы Советского академика Уголева Александра Михайловича (1926–1991), который внес большой вклад в изучение процессов пищеварения человека. Согласно теории адекватного питания академика Уголева А. М., в толстой кишке совершаются важнейшие процессы пищеварения. Микрофлора кишечника, вес которой составляет 2,5–3,0 кг, способствует образованию необходимых для организма биологически активных веществ и включению их в общий обмен. 

Уголев А.М.
Академик Уголев А.М.

Работа Уголева А. М. «Пристеночное (контактное) мембранное пищеварение»  была признана как  научное открытие  и внесена  в Государственный реестр открытий СССР под № 15 с приоритетом от декабря 1958 г. В 1990 г. за свои работы он был награжден золотой медалью им. И. И. Мечникова. 

Академик Уголев предлагал считать микрофлору отдельным органом человека и подчеркивал, что пища должна полностью соответствовать потребностям кишечной микрофлоры.  Он впервые разработал теорию адекватного питания, а также фундаментально изучил физиологию пищеварения. Основываясь на физиологических особенностях пищеварительной системы человеческого организма,  Уголев А. М. установил, что человек относится к плодоядным, а не травоядным, и не плотоядным [Уголев А. М., 1987; 1991]. Следовательно, адекватным питанием для человека являются плоды: ягоды, фрукты, овощи, семена, коренья, травы, орехи и злаки (см. три фильма «Живая еда»: http://livelymeal.ru, снятым по работам академика Уголева А. М.):

Первый фильм - «Устройство системы пищеварения человека» или «Живая еда 1».

Второй фильм - «Микрофлора или зачем нужен аппендикс» или «Живая еда 2».

Третий фильм - «Гормональный  фон  зависит  от  питания»  или  «Живая еда 3».

Как можно и нужно на эту ситуацию влиять? Ведь можно впасть в крайность, например, человек начинает питаться только живой пищей. Живая еда – это правильный термин, но ведь живой пищей можно назвать и правильно приготовленную пищу (до 42о С), смешанное питание, зелень, что-то термически обработанное, а можно назвать живой пищей сыроядение. Впадать в крайность сыроядения категорически не следует, потому что, изучая Священное Писание, пришел к выводу, что все же вариант употребления в пищу зелени, термически не обработанных продуктов питания и термически обработанных – это выработанный тысячелетиями, и наш механизм пищеварения к этому хорошо приспособился.

Уголев предложил теорию, согласно которой существует три типа пищеварения: внеклеточное дистантное, внутриклеточное и мембранное (пристеночное, контактное).

В зависимости от происхождения гидролитических ферментов пищеварение он разделил на три типа: собственное, симбионтное и аутолитическое.

Собственное пищеварение осуществляется ферментами, синтезированными железами человека или животного.

Симбионтное пищеварение происходит под влиянием ферментов, синтезированных симбионтами макроорганизма (микроорганизмами) пищеварительного тракта. Так происходит переваривание клетчатки пищи в толстой кишке.

Аутолитическое пищеварение осуществляется под влиянием ферментов, содержащихся в составе принимаемой пищи. Материнское молоко содержит ферменты, необходимые для его створаживания. 

Для лучшего понимания разделим ЖКТ на два отдела. Первый – желудок и тонкий кишечник, они являются основным местом химической переработки пищи и всасывания продуктов растворения, во втором – толстой кишке – происходит обработка непереваренного остатка, всасывание воды и формирование фекалий. В первом отделе ЖКТ основной вид пищеварения – аутолизный, т. е. происходит саморастворение пищи энзимами, поступившими вместе с пищей. Собственные ферменты человека играют роль посредника – они помогают переваривать то, что не переварилось в процессе аутолиза, и передают ферментам, встроенным в стенки кишечника (мембранное пищеварение). Во втором отделе ЖКТ, в толстой кишке человека основной вид пищеварения – симбионтный, т. е. с помощью энзимов микрофлоры.

Внимание! Самое главное это то, что бактерии, которые вырабатывают для нас незаменимые аминокислоты и необходимые витамины, едят ТОЛЬКО растительную клетчатку (пищевые волокна). Остальные бактерии призваны утилизировать все то, что не всосалось в организм в верхнем отделе. Термическая обработка пищи выше 42о С убивает энзимы и ухудшает процесс пищеварения.

Таким образом, из теории адекватного питания академика Уголева А.М. следует, что: 1) настоящая ценность пищи заключается в способности к самоперевариванию (аутолизу) в желудке человека и в том, чтобы одновременно быть пищей для микрофлоры кишечника; 2) микрофлора кишечника способствует образованию необходимых для организма биологически активных веществ и может считаться отдельным органом; 3) микрофлора кишечника оказывает существенное влияние на структурно-функциональное состояние внутренних органов, иммунную систему, ЦНС и процессы регуляции всех жизненно важных функций, в том числе за счет образования с их участием физиологически активных веществ; 4) масса эндокринных клеток органов пищеварения, вырабатывающих более 30 гормонов, больше массы всех эндокринных органов, вместе взятых [Уголев А. М., 1987; 1991]. 

Итак, мы видим, что адекватной пищей человека является еда, рекомендованная ему Господом Богом, а исключительно важный, для здоровья и жизни людей, путь к открытию академика Уголева А. М., был указан в Библии много тысячелетий назад (Быт. 2:9, 16–17). 

Рай
Адам и Ева в саду Эдема, 1530 г., Лукас Кранах Старший (1472–1553)

Преподобный авва Дорофей так объясняет воцарение смерти у людей: «Бог сотворил человека по образу Своему, то есть бессмертным, самовластным и украшенным всякой добродетелью. Но когда он преступил заповедь, вкусивши плод древа, от которого Бог заповедал ему не вкушать, тогда он был изгнан из рая (Быт. 3), отпал от естественного состояния и впал в противоестественное, и пребывал уже в грехе: в славолюбии, в любви к наслаждениям века сего и в прочих страстях, и был обладаем ими, ибо сам сделался рабом их чрез преступление. Тогда мало-помалу начало возрастать зло и воцарилась смерть» [Добротолюбие избранное, 2010].

прп. Дорофей
Прп. авва Дорофей

Смотрите на сайте архимандрита Ианнуария (Ивлиева)Греховные страсти. Развитие и классификация (1)

 

В противоположность греховным страстям нам даны христианские добродетели.

Грехопадение
Грехопадение.
Адам и Ува
изгнание из рая
Изгнание из рая.

Что же означает облачение наших прародителей в «одежды кожаные» (Быт. 3:21), сделанные Господом Богом? Например, Ориген считает, что: «Эти одежды были сделаны из шкур животных, ибо только такие одежды и надлежало носить грешнику – одежды кожаные, в знак смертности, которую стяжал он из-за греха, и тленности, которой стал подвержен из-за разложения тела» [Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Ветхий Завет, 2004].

Изгнание из рая 
 Адам и Ева, 1376–1378, Дж. де Менабуони (1320–1391), фреска в Падуанском баптистерии

Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Итак, употребление одежд пусть непрестанно напоминает нам о потерянных благах и о том наказании, которое постигло человеческий род за преслушание» [Иоанн Златоуст, 1898].

Согласно преподобному Максиму Исповеднику, облачение в «кожаные одежды» означало то, что: «в элементы тела человека введено было противоборство, и в силу того оно стало грубым и тленным, подверженным страданиям и смерти. <…> Человек не только лишен был нетления своей природы, но и осужден на страстное рождение от семени по образу животных. Тело его было вполне подчинено законам добровольно избранной скотской жизни» [Епифанович С.Л., 2003].

преп. Максим Исповедник
Преп. Максим Исповедник

Святитель Игнатий (Брянчанинов), в связи с изгнанием человека из рая, рассуждает о смерти следующим  образом: «Смерть - разлучение души с телом, соединенных волей Божией и волей Божией паки разделяемых. Смерть - разлучение души с телом вследствие нашего падения, от которого тело перестало быть нетленным, каким первоначально создано Создателем. Смерть - казнь бессмертного человека, которой он поражен за преслушание Бога. Смертью болезненно рассекается и раздирается человек на две части, его составляющие, и по смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, и отдельно существует тело его» [Святитель Игнатий Брянчанинов, 2011]. 

Тот же угодник Божий о падении первозданных научает нас: «Очевидно, что праотцы, оказав преслушание Богу и склонившись в послушание диаволу, сами себя сделали чуждыми Бога, сами себя сделали рабами диавола. Обещанная им смерть за преступление Заповеди тотчас объяла их: Дух Святый, обитавший в них, отступил от них. Они были предоставлены собственному естеству, зараженному греховным ядом. Этот яд сообщил человеческому естеству диавол из своего растленного естества, преисполненного греха и смерти. Первое греховное ощущение праотцев было ощущение стыда, в котором - невольное и горестное сознание внутри живущего греха, заменившего в них прежнего жителя Святаго Духа. Они поняли, что они наги, и немедленно сделали себе опоясания из смоковничных листьев, чтоб прикрыть неблагообразные уды тела, в которых они до падения не видели никакого безобразия, как и ныне не видят его младенцы, чуждые греховного похотения. «Умертвилась душа Адама, - говорит святой Григорий Палама, - преслушанием разлучившись от Бога: ибо телом он прожил после того (после падения своего) до девятисот тридцати лет. Но смерть, постигшая, по причине преслушания, душу, не только соделывает непотребною душу и наводит проклятие на человека, но и самое тело, подвергнув его многим немощам, многим недугам и тлению, наконец предает смерти»  [Св. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, послание к Ксении монахине]. «Адам, - говорит блаженный Феофилакт Болгарский, - будучи живым, был и мертвым: он умер с того часа, в который вкусил (от запрещенного древа)» (Толкование Евангелия от Луки, гл. 20)» [Там же].

Как это ни странно на первый взгляд, но о пользе, а не о вреде болезней говорят святые отцы. Например, преподобный Максим Исповедник считает, что «<…> измождение тела – укрепление души. Как врачи, тело врачующие, не одно и то же предлагают лекарство, так и Бог, врачуя душевные болезни, не один для всех пригодный знает способ врачевания, – но каждой душе, подавая благопотребное, совершает исцеления. Возблагодарим же Его, будучи врачуемы, хотя бы бывающее с нами и муку имело, ибо конец блажен» [Добротолюбие избранное, 2010]. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение» [Там же], а преподобный Никита Стифат считает, что «болезни полезны для тех, кои только вводятся в добродетельную жизнь, тем, что содействуют им к истощанию и усмирению горячей плоти. Они силу плоти делают слабейшею, грубое перстное мудрование души истончавают, ее же собственную силу соделывают сильнейшей и мощнейшей, по божественному Павлу: егда бо немощствую, тогда силен есмь (2 Кор. 12:10)» [Там же].

Святитель Игнатий (Брянчанинов) о болезни научает нас: «Человек - как трава, и много ли надо, чтобы подкосить его? Одна минута может решительно сокрушить здоровье и повергнуть тело или в могилу, или на одр мучительной и продолжительной болезни. Евангелие научает нас, что никакая скорбь не может нас постичь без воли Божией, научает нас благодарить Бога за все по мановению Его приходящие к нам скорби. С одра болезни приносите благодарение Богу, как приносил его с кучи гноя покрытый смрадными струпьями Иов. Благодарением притупляется лютость болезни! Благодарением приносится болящему духовное утешение! Наставленное и услажденное благодарением сердце обновляется силой живой веры. Озаренный внезапно светом веры ум начинает созерцать дивный Промысел Божий, неусыпно бдящий над всей тварью. Такое созерцание приводит в духовный восторг, душа начинает обильно благодарить, славословить Бога, начинает восхвалять Его святой промысел, предавать себя Его святой воле. Одр болезни бывает часто местом богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиной духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости о Боге. Во время болезни сперва надо себя принудить к благодарению Бога, когда же душа вкусит сладость и покой, доставляемые благодарением, - сама спешит в него, как бы в пристанище. Спешит она от тяжких волн ропота, малодушия, печали.

Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22). Кого возлюбит Господь, тому посылает скорби, и они умерщвляют сердце избранника Божия к миру, приучают его витать близ Бога. Во всех скорбях, в числе прочих и в болезни, следующие врачевства приносят душевную пользу и отраду: преданность воле Божией, благодарение Богу, укорение себя и признание достойным наказания Божия, воспоминание, что все святые совершили путь земной жизни в непрестанных и лютых страданиях, что скорби – чаша Христова. Не причастившийся этой чаши не способен наследовать вечное блаженство» [Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова), 2008]. 

Этот же святой отец об исцелении души скорбями и телесными болезнями, в своих письмах к разным людям говорит, что: «<…> Во-первых, Слава Богу за все скорбное, случающееся с нами! Кому попускаются скорби, тот,  значит, помянут Богом в Царствии Его; а кто живет бесскорбно, тот забвен Богом» [Избранные письма, 2011]. 

В письме к родной сестре, Марии Александровне, этот угодник Божий научает: «<…> Посему советую тебе относительно твоего здоровья положиться на волю Божию. Содержа в памяти мысль, что Бог призывает тебя скорбями к Себе, благодари Создателя, возлюбившего тебя, и повторяй чаще сии слова: «Слава Тебе, Господи, за все, что Ты мне посылаешь. Твори над рабою Твоею волю Твою». Благодарение в скорбях приносит утешение и силу терпеть и долготерпеть. Смерти не должно желать. Бог оттого не посылает ее, что мы к ней не приготовились как должно. Сколько здесь потерпишь с благодарением, столько в будущей жизни насладишься утешением духовным» [Там же]. 

Этот святой отец о скорбях и болезнях рассуждает: «<…> Читал посланное (письмо) к О.И. и порадовался, что при болезни твоей приходит тебе мысль о смерти, и что ты понимаешь опасность твоей болезни. Воспоминание о смерти не приближает к смерти, а только приготовляет к ней, располагая к покаянию.  Твоя рана и боль от нее – это отеческое наказание от Бога, Который, егоже любит, наказует. Я провел всю жизнь в болезнях и скорбях, как тебе известно: но ныне не будь скорбей – нечем спастись. Подвигов – нет, истинного монашества – нет, руководителей – нет: одни скорби заменяют собой все. Подвиг сопряжен с тщеславием: тщеславие трудно заметить в себе, тем более очиститься от него; скорбь же чужда тщеславия и потому доставляет человеку богоугодный невольный подвиг, который посылается Промыслителем нашим сообразно произволению <…>

В мои годы и при моей болезненности надо искать покаяния, а уже не до земных сиятельств. Все придет своим чередом во мрак могилы забвения: только служение Богу и покаяние пред Ним будут иметь вечную цену. Кажется, на земле затевается большая война, но борьба со страстями и похотями совсем оставлена. Очень заметно общее ослабление в вере. Утешайся! Господь тебя утешит и покроет Своей милостию» [Там же]. 

По этому поводу он пишет: «Ждали мы Вас в столицу, - дождались неприятной вести о Вашей болезни.  Таков  обычай  царей:  Он,  ихже  любит, наказует,  биет  же всякого сына, егоже приемлет. <…> Вспомните, почтеннейший мой благодетель, что Законоположник наш претерпел крест и последователям и слугам Своим предвозвестил: «в мире скорбни будете!» - Отчего же скорбни? Оттого, что мир Вас возненавидит, и самый Отец Мой «всякую розгу творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет». Итак, благодушествуйте посреди волнения, предайте себя воле Божией, с радостью и благодарением переносите болезнь, ведая, что телесными болезнями исцеляется душа. Повторяйте почаще сию молитву: Господи, буди воля Твоя!  Она краткая, но заключает в себе обширный смысл и весьма сильно действует к успокоению человека, находящегося в печали. Сие узнал я отчасти на собственном опыте. Но зачем ссылаюсь на ничтожный опыт, когда Сам Спаситель мира произносил сию священную молитву в вертрограде и сею молитвою преграждал прошения, исторгаемые немощью человечества» [Там же].  

Он напутствует: «Многими скорбями – не малыми, заметьте, но многими и разнообразными – подобает нам внити в Царствие Божие. Так определило Слово Божие. Это же всесвятое Слово повелело нам не бояться скорбей, потому что они попускаются нам Промыслом Божиим, а Промысл Божий, попуская нам их, по существенной необходимости и пользе для нас, неусыпно бдит над нами и хранит нас. Так врач для исцеления больного дает ему горькие, отвратительные и мучительные лекарства и в то же время тщательно ухаживает за ним. Веруйте этому и переносите постигшую Вас болезнь благодушно, благодаря за нее Бога» [Там же].  

Святитель Игнатий (Брянчанинов) о скорбях и болезнях рассуждает следующим образом: «<…> Милосердный Господь да не оставит тебя! Он попускает нам скорбь для очищения нашего от грехов; Он посылает нам и утешение, чтоб мы не до конца изнемогли под бременем скорби.

Безмерная скорбь о грехах, доходящая до отчаяния, отвергается по учению святых отцов. Скорбь эту должно растворять надеждою на милосердие Божие; должно вместе печалиться и надеяться; печалиться, потому что мы грехами своими прогневляем Бога, удаляемся от Бога; надеяться -  потому, что  мы имеем всесильного Врача для грехов наших, Господа Иисуса Христа, пролившего за нас Кровь Свою.

Когда приходят худые помыслы неверия, сомнения и тому подобные, то по учению святых отцов не должно этим смущаться, а знать, что эти помыслы не принадлежат душе нашей, а врагу нашему – диаволу. Не должно ими смущаться, не должно принимать их и укосневать в них.

Больному человеку полезнее частая молитва, но краткая. Хорошо молиться несколько раз в день по краткому времени. Прекрасны молитвы: «Боже, очисти мя  грешного» и «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Их должно произносить неспешно, заключая ум в слова молитвы, как выражается святой Иоанн Лествичник. Милосердный Господь да поможет тебе и да благословит тебя и дщерь твою!» [Там же]. 

Святитель Феофан Затворник в своих письмах учит нас: «Все от Бога: и болезни, и здоровье, и все, что от Бога, подается нам во спасение наше. Так и ты принимай свою болезнь и благодари за то Бога, что печется о спасении твоем. Чем именно посылаемое Богом служит во спасение, того можно не доискиваться, потому что и не узнаешь, может быть. Посылает Бог иное в наказание, как епитимию, иное в образумление, чтобы опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтоб очистить от какой страсти, и для многих других причин. <…> Ты же, когда вспомнишь о грехах, говори: «Слава Тебе, Господи, что наложил Ты на меня епитимию в наказание!» [цит. по: Архимандрит Георгий (Тертышников), 2006]. 

Святитель Феофан Затворник
 Святитель Феофан Затворник (1815-1894)

«Corpus sine spiritu cadaver est» в переводе с латыни значит: «Тело без души есть труп». А я бы сказал несколько иначе: «Здоровая душа обязательное условие для исцеления тела!». И ещё: «Упавший духом гибнет раньше срока» (Омар Хайям). Это касается, кстати, не только псориаза, но и множества других болезней человека.

По этому же вопросу в подтверждение сказанному приведу притчи мудреца Соломона, царя Израильского, взятые из библейской Книги Притчей Соломоновых: «Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца» (Прит. 20:27); «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим» (Прит. 25:28); «Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо» (Прит. 19:8); «Отвергающий наставление нерадеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум» (Прит. 15:32); «Путь праведных – уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой» (Прит. 16:17); «Наказания Господня, сын мой, не отвергай и не тяготись обличением Его. Ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Прит. 3:11–12) (БИБЛИЯ. Книга Притчей Соломоновых).

Известно также изречение: «В здоровом теле - здоровый дух». Что же оно на самом деле означает? Фашистские идеологи, в оправдание своих зверств по истреблению в газовых камерах концентрационных лагерей, неполноценных, с их точки зрения, больных людей, инвалидов и представителей других рас, приводили античную пословицу: «Mens sana in corpore sano», что в их переводе звучало так: «В здоровом теле - здоровый дух». Однако они лукавили, потому, как античные авторы не могли так грубо апеллировать к культу здорового тела. 

Некоторые указания Платона позволяют наметить контекст орфической концепции бессмертия. В наказание за первородный грех душа была заключена в тело (soma), как в могилу (sema). Еще для Эмпедокла, который следовал «орфическому» пути, душа была узницей тела, отосланной от Блаженных, облеченной «чужеродной туникой плоти» (2).

На самом деле античная  пословица звучит по-другому. Из 10-й сатиры римского писателя-сатирика Ювенала (Децим Юний Ювенал, ок. 60 – ок. 127): «Orandum est, tit sit mens sana in corpore sano», что значит: «Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом» (3). Однако фашисты не «молили богов», а цинично убивали, с их точки зрения «неполноценных» людей, считая себя высшей Арийской расой. 

«Предполагают, что в основе этой строчки Ювенала лежит известная в Древнем Риме поговорка: «В здоровом теле здоровый дух - редкое явление». Фраза Ювенала стала популярной после того, как ее повторили английский философ Джон Локк (1632–1704) и французский писатель-просветитель Жан Жак Руссо (1712–1778). Все авторы исходили из того, что наличие здорового тела отнюдь не гарантирует наличие здорового духа. Напротив, они говорили о том, что должно стремиться к этой гармонии, поскольку она в реальности встречается редко. Иносказательно о стремлении к гармоничному развитию человека» (3).

Приведу несколько изречений святых отцов по поводу взаимосвязи между состоянием души и тела (плоти). Святитель Иоанн Златоуст  утверждает, что: «Нерадя о душе, мы подготавливаем также разрушение и для тела. Кто пренебрегает самой ценной частью для того, чтобы возвысить менее ценную, тот наносит вред как той, так и другой части. Напротив, кто заботится надлежащим образом о душе, тот, сохраняя душу, сохранит и все тело»  [Цветник духовный. Мысли и изречения святых и великих людей, 2010]. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Плоть – друг неблагодарный. Когда угождаешь ей, тогда еще больше старается она вредить»  [Там же]. И еще он изрек: «Кто ласкает льва, тот часто укрощает его, а кто угождает телу, тот усиливает его свирепость» [Там же]. Святитель Феофан Затворник высказал мысль о том, что: «Кто жалеет плоть, в том не может пребывать Дух Божий» [Там же]. Святитель Димитрий Ростовский наставляет: «Весьма опасен необузданный конь для наездника, так и душе твоей опасна плоть, когда она не обуздана разумом и воздержанием» [Там же]. 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Как дыхание необходимо для тела и без дыхания человек не может жить, так без дыхания Духа Божия душа не может жить истинной жизнью. Что воздух для тела, то Дух Божий для души. Воздух подобие некоторое Духа Божия. Дух, идеже хощет, дышет... [Ин. 3:8]» [Св. прав. Иоанн Кронштадтский, 2009]. 

Стало быть, определилась основная проблема – болезнь ДУШИ и ДУХА как следствие отсутствия веры у болеющих псориазом людей. Как им помочь?  Представляется так, что нуждающийся в помощи должен определиться с понятием зла и добра, а определившись, должен строить «дом душевный» (преподобный авва Дорофей). Выстроить для себя систему нравственных ценностей и неукоснительно ей следовать.  Но человек может ошибаться. Что же делать? Готовых решений нет. Каждый человек должен принять решение сам. Кто-то доверяет 2000-летнему опыту Церкви Христовой, спасающей и спасшей уже миллионы душ. А кто-то думает, что он самый умный и законы создания и устройства мира его не касаются. У каждого человека свой путь.

Хотя человек вправе выбирать свой путь сам,  следует подчеркнуть, что лучших результатов в терапии псориаза достигает тот, кто верует в ГОСПОДА БОГА, бережет свою ДУШУ, занимается профилактикой развития осложнений заболевания и грамотно использует возможности медицины. 

Святой апостол Иаков, научая нас и показывая нам, что вера без дел мертва, говорит: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?»; «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» [Иак. 2:19–20, 26]. 

апостол Иаков апостол Иаков
Апостол Иаков, Брат Господень  Апостол Иаков, Брат Господень

Святой апостол Петр указал нам, какие дела спасают человека: « <…> покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих» [2 Пет. 1:5–9].

апостол Петр апостол Петр. Рубенс
Апостол Петр  Апостол Петр. Рубенс

Преподобный авва Дорофей о построении «душевного дома» учит так: «Как должно созидать дом душевный, сему можем научиться из построения дома житейского. Строящий дом возводит стены со всех четырех сторон, а не об одной только стене заботится, иначе понапрасну будет он тратить издержки и труд. Так и человек, желающий создать душевный дом, не должен не радеть ни об одной стороне своего здания, но ровно и согласно возводить оное. Сие-то значит сказанное Аввою Иоанном: “я хочу, чтобы человек каждый день приобретал понемногу от всякой добродетели”, – а не так, как делают некоторые, кои держась одной добродетели и пребывая в ней, только ее одну и исполняют, а о прочих не заботятся.

Возводится же душевный дом ровно и стройно со всех сторон таким образом. Сперва надлежит положить основание, которое есть вера: ибо без веры, угодить Богу не возможно (Евр. 11:6). И потом на сем основании строить здание равномерно, именно: случилось ли послушание – должно положить камень послушания; встретилось ли огорчение от брата – должно положить камень долготерпения; представился ли случай к воздержанию – должно положить камень воздержания. Так от всякой добродетели, для которой представляется случай, должно полагать в здание по камню и таким образом возводить оное со всех сторон, полагая в здание то камень сострадания, то камень отсечения своей воли, то камень кротости и т. п. Но при всем том должно позаботиться о терпении и мужестве, ибо они суть краеугольные камни, ими связуется здание и соединяется стена со стеною, не давая им наклоняться и отделяться одна от другой. Без терпения и мужества никто не может совершить ни одной добродетели. Ибо если кто не имеет мужества в душе, тот не будет иметь и терпения; а у кого нет терпения, тот решительно ничего не может совершить. Почему и сказано: терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19). 

Строящий дом на каждый камень кладет известь, ибо если он положит камень на камень без извести, то камни выпадут и дом обрушится. Известь (в душевном созидании) есть смирение, потому что она берется из земли и находится у всех под ногами. А всякая добродетель, совершаемая без смирения, не есть добродетель. О сем сказано и в Отечнике: “как корабль нельзя построить без гвоздей, так и спастись нельзя без смиренномудрия”. В доме обычном есть кровля. Кровля дома душевного есть любовь, которая составляет совершенство добродетелей, также как и кровля есть завершение дома. Кругом кровли идут перила, чтоб, как говорит закон (см.: Втор. 22:8), дети не падали с кровли. Перила в здании душевном суть трезвение, внимание и молитва; а дети – помышления, бывающие в душе, которые хранят трезвение и молитва.

Но в деле сего созидания нужно и еще одно, – именно, чтоб здатель был искусен. Ибо если он не искусен, то может покривить стену и дом когда-либо обрушится. Искусен тот, кто разумно совершает добродетели; ибо случается, что иной и подъемлет труд доброделания, но от того, что неразумно совершает труд сей, губит его сам или постоянно портит дело и, таким образом, здания не доводит до конца, но только строит и разрушает» [Добротолюбие, 2008].

Например, у больных псориазом имеется целый ряд психических расстройств, таких как навязчивые идеи (39%); неврастении (36%); страхи (фобии) (34%); склонность к перееданию (32%); склонность к алкоголизации (32%); зависимость от табакокурения (28%); депрессии (27%); формирование условий препятствующих нормальной, регулярной половой жизни (16%); ригидное мышление (8%) [Терлецкий О. В., 2011]. При этих психических расстройствах людям может помочь Церковь.

Напоминаем читателям, что «в христианской традиции Церковь воспринимается как духовная “врачебница”, грех – как болезнь, исповедь – лечение, священник – врач: “Ты согрешил? Войди в церковь и покайся в своем грехе... Здесь врач, а не судья; здесь никто не осуждается, но каждый принимает отпущение грехов” (свт. Иоанн Златоуст)» [Епископ Иларион (Алфеев), 2003].

Епископ Иларион

Епископ Иларион (Алфеев)

Механизм развития болезни находим в трудах святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он считает, что «в теле нашем всю жизнь воюют между собою начала жизни и смерти, добро и грех, болезни и здоровье. Начала смерти, долго побораемые началами жизни (жизненностью), наконец берут верх над началами жизни, потому что тело наше, как стихийное и греховное, не имеет в себе самом начал жизни, заимствуя их от души, которая через грех сама много носит в себе начал смерти, и слишком слабо для того, чтобы противодействовать началам смертности, находящимся в самой душе. Кроме того, внутренний человек обновляется на счет тления внешнего. Бодрый, постоянно деятельный дух наконец самым усилием деятельности своей разрушает слабое, бренное тело. Сверх того, наследственные телесные болезни с течением времени все более и более усиливаются и тоже разрушают организм телесный. Таким образом, жизнь человека на земле есть постепенное, ежедневное умирание. А страсти наши? Как они уносят наше здоровье! А неумеренность, а непорядок в употреблении пищи, пития, сна, удовольствий? Как все это расстраивает тело! Итак, если постоянно тело наше разрушается и видимо близится к концу, то будем презирать его, как преходящее и прилежать всеми силами о душе бессмертной. Тело – неверный, преходящий друг» [Св. прав. Иоанн Кронштадтский, 2009].

Святой Ефрем Сирин предостерегает: «Знай, что есть восемь помыслов, которыми производится все худое: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, безвременная печаль, уныние, тщеславие, гордость. Они-то ведут брань со всяким человеком» [Добротолюбие, 2010]. 

Преподобный авва Дорофей наставляет: «Не увлекайся помыслами, будто добродетель превышает твои силы и неисполнима для тебя; но, воодушевясь верою, дерзновенно положи начало, яви пред Богом доброе произволение и старание, – и увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели. – Представь себе две лестницы, – одна возводит на небо, а другая низводит в ад, – ты же стоишь на земле посреди обеих лестниц. Не думай и не говори: как могу я возлететь от земли и очутиться вдруг на высоте неба, т. е. на верху лестницы. Ты только берегись спуститься вниз, делая худо; вверх напрягайся подниматься понемногу, делая добро, какое встречается. Каждое дело будет шаг вверх. Так, поднимаясь с помощью Божиею с одной ступени на другую, достигнешь наконец и верха лестницы» [Там же].

И святитель Димитрий Ростовский призывает страждущих: «Всякий врач, хотящий вылечить телесную болезнь, ищет ее причину: от еды ли, от питья или от какого случая пришла. Но учителя церковные говорят, что во всякой болезни повинен грех…

Хотим ли от телесных болезней избавиться? Прежде всего, их причину, грех, вылечим покаянием. Ибо и Христос Господь, добрый Врач, желая уврачевать расслабленного телом, вначале расслабление души его, то есть грехи, лечит, говоря: чадо! Прощаются тебе грехи твои. И потом уже: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой (Мф. 9:2, 6)» [Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского, 2008].

Согрешающим Господь законополагает, чтобы каялись. В своем Святом Евангелии Он говорит в: «если не покаетесь, все так же погибните» (Лк. 13:3, 5), а также:  «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13).

О покаянии и его силе говорит Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Покайтесь и веруйте в Евангелие! Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мк. 1:15; Мф. 4:17). Таковы были первые слова проповеди Богочеловека. Эти же слова доселе произносит Он нам при посредстве Евангелия … 

Сила покаяния основана на силе Божией: Врач всемогущ, и врачевство, подаваемое Им, всемогуще». И еще он учит нас: «Чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней диавола: бежит диавол от подвижников, издающих из себя благоухание смирения, которое рождается в сердце кающихся» [Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова), 2008].

Путь к исцелению грешников указан в словах Иисуса: «<…> не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:12–13). В Святом Евангелии от Луки Он говорит: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15: 7, 10).

С житием великой подвижницы благочестия преподобной матери нашей святой Марии Египетской, навечно ставшей образом покаяния для всех стремящихся ко спасению, можно ознакомиться при просмотре православного фильма  «Образ покаяния».

св. Мария  Египетская
Святая преподобная Мария Египетская.

Святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский  (врач - хирург, профессор медицины В.Ф. Войно-Ясенецкий) в  «Слове в день памяти святых сорока мучеников Севастийских» [смотрите альбом Кондрашова Андрея «Сорок мучеников Севастийских»] рассказал своей пастве об очищении покаянием. 

Архиепископ Тамбовский Лука (Войно-Ясенецкий) 1945 год
Архиепископ Тамбовский Лука (Войно-Ясенецкий). 1945 год.

 

Сорок мучеников Севастийских
 Сорок святых мучеников Севастийских.

Святитель Лука говорит«Покаяние, пример которого показали нам святые, например преподобный Варварбывший разбойником. Размыслив однажды о своей жизни и содрогнувшись от грехов, он пришел к священнику и просил пустить его в свинной хлев, где вместе со свиньями он прожил три года, ходя на четвереньках. Так каялся он, и Господь сподобил его дара чудотворения. 

св. Варвар
 Святой преподобный Варвар.

Преподобный Иаковчудотворец, прозорливец, ухищрениями сатаны впал в тяжкое преступление и, отчаявшись в возможности спасения, хотел вернуться в мир. Но его нашел святой инок и убедил, что милосердие Божие к кающимся всем сердцем грешникам безмерно. Тогда преподобный Иаков затворился в пещере, наполненной костями мертвых, и прожил в ней десять лет, каясь в своем тяжком грехе, и был прощен Богом, и снова получил дар чудотворения» [Избранные творения, 2007].

О смирении наставляет Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Смирение – жизнь небесная на земле». Он сказал: «Моисеевым Законом предписано было израильтянам только на одном назначенном от Бога месте приносить все их жертвы. И законом духовным назначено для христиан одно духовное место для принесения всех их жертв, в особенности же жертвы из жертв – молитвы. Это место – смирение» [Там же]. 

В Книге Притчей Соломоновых о смирении говорится: «Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе» (Притч. 18:13).

В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова дается нам совет: «Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, в горниле уничижения» (Сир. 2:4–5).

Итак: «Если будем искать, то найдем, если будем просить, получим; ибо Евангелие говорит: просите, и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам [Мф. 7:7]» (прп. авва Дорофей) [Добротолюбие, 2010].

Таким образом: «Болезни телесные потребны для очищения плоти, а болезни душевные чрез обиды и поношения потребны для очищения души. Но Господь, не разделяя одно от другого, в Святом Евангелии глаголет: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19) и Претерпевший до конца спасется (Мк. 13:13)», – увещает преподобный Амвросий Оптинский [Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского, 2007].

прп. Амвросий Оптинский
Прп. Амвросий Оптинский

С ним согласен Святой старец Паисий Святогорец: «Богу известно, в чем мы имеем нужду. Когда врачи не могут нам помочь, следует спросить Бога, Который совершает невозможное человекам. Когда и Бог не слушает нас, следует знать, что Бог, Который по природе Благ, хочет, чтобы получилось что-то доброе. Только нам надо просить Его подавать нам терпение» [Старец Паисий Святогорец, 2011].

Старец Паисий Святогорец
 Святой преподобный старец Паисий Святогорец

Поэтому в Соборном послании святой апостол Иаков учит: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:15). 

крест1

Никогда не отчаивайтесь! Смотрите  «Результаты»  «ДО»   и «ПОСЛЕ» терапии.

ВАЖНО! Самые лучшие результаты лечения получены пациентами, получавшими «Духовно ориентированную терапию кожных больных».

Литература и источники

книги по медицине
Книги по медицине

 

духовные книги
 Духовные книги

 

1. Сайт архимандрита Ианнуария (Ивлиева). Источник:www.  http://azbyka.ru/shemy/vosem_strastei.shtml

2. Живая еда. Источник:www. http://livelymeal.ru

3. ОРФЕЙ, ПИФАГОР И НОВАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ. Источник:www.  http://psylib.org.ua/books/eliad03/txt07.htm

4. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Вадима Серова.  Источник:  www.bibliotekar.ru/encSlov/3/17.htm

5. Терлецкий О.В., Григорьев Г.И. Духовно ориентированная терапия. - СПб., 2013. - 392 с. 

6. Терлецкий О.В., Разнатовский К.И., Григорьев Г.И. Псориаз. Руководство по диагностике и терапии разных форм псориаза и псориатического артрита/ О.В. Терлецкий, К.И. Разнатовский, Г.И. Григорьев. – СПб. : ДЕАН, 2014. – 486 с.

7. Терлецкий О.В., Григорьев Г.И. Псориаз и кожные болезни в Библии/ Терлецкий О. В. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – СПб., 2014. – № 4 (15). – С. 220–229.

8. Терлецкий О.В., Григорьев Г.И., Разнатовский К.И., Легеев М.В. Сложности терапии псориаза, связанные с психологическими и духовными проблемами пациентов, пути их решения / Терлецкий О. В. // Вестник психотерапии. – СПб., 2015. – № 54 (59). – С. 33–53.

9. Терлецкий О.В., Григорьев Г.И. Об истинной болезни царя Авгаря, ставшей причиной сотворения Господом Иисусом Христом, первой иконы Христа-Нерукотворного/ Терлецкий О. В. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – СПб., 2015. – №4 (16). – С. 234–243.

10. Терлецкий О.В., Григорьев Г.И., Лысенко И.В. Роль христианства, медицины и государства в исцелении природы человека/Терлецкий О.В.// Вестник Русской христианской гуманитарной академии (в печати).

 


Желаю Вам, дорогие друзья, душевного  и телесного здоровья! 



Все права защищены. Исключительное право на любые материалы, опубликованные на представленном Internet – сайте, в том числе статьи, изображения (фотографии, рисунки), аудио- и аудиовизуальные произведения принадлежат Олегу Васильевичу Терлецкому. Любое копирование, воспроизведение и иное использование материалов, на сайте terletsky.ru, без письменного согласия Олега Васильевича Терлецкого запрещено.

© Олег Васильевич Терлецкий, 2012-2017 (фото, рисунки)
© Олег Васильевич Терлецкий, 2012-2017 (статьи и иные публикации)
2012 © cайт создан easyDRaw
Яндекс.Метрика