Лечение псориаза, экземы, атопического дерматита, розацеа и других заболеваний кожи. Тел. для связи: +7 (904) 602-31-33.

Советы ученых мужей и святых отцов больному

Терлецкий О. В.

                      Канд. мед. наук, врач дерматовенеролог                         

   Из работ Терлецкого О. В. 

Псориаз и другие кожные болезни можно и нужно лечить. Опыт показывает, что, встретив сильного противника в лице врача и больного (его друзей, близких, родственников), болезни отступают. Одной из самых важных целей терапии является предотвращение развития тяжелых форм псориаза и, как следствие ее выполнения, – повышение качества жизни больного человека, его близких и родственников. 

Узнав о том, что болеешь какой-то кожной или другой болезнью, смирись, но ни в коем случае не начинай себя жалеть, не впадай в отчаяние и не думай о безысходности ситуации. Чем выше духом человек, тем он смиреннее, а «Бог посещает Своей милостью только смиренных», как говорит Амвросий Оптинский [Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского, 2007]. «Настройтесь на ту волну», которую предлагает вам врач; «Лечиться тоже надо уметь, лечение тоже добывают трудом»; «Врачевание – это сфера служения, а не обслуживания!» [Шапошников О. К. и соавт., 1987]. «Кроме того, можно говорить об очень глубоком сотрудничестве между пациентом и врачом. Сотрудничество должно существовать всегда, потому что пациент не может быть просто “объектом” лечения. Если он не сотрудничает, не понимает, что с ним происходит, не борется за жизнь, за цельность вместе с врачом, то лекарства не всегда могут помочь» [Митрополит Антоний Сурожский, 2009]. Не занимайся самолечением. «Полузнание», когда у некоторых людей исчезает ощущение сложности медицины, хуже незнания. Последствия такого самолечения бывают фатальными. Изучи сильные и слабые стороны противника (псориаза) и начинай вместе со своим врачом борьбу с недугом. Иначе подобно воде, просачивающейся в образовавшиеся щели и пустоты, псориаз начнет свое победное наступление на плоть, душу и дух. Всегда помни, что спасение нашей души слагается из трех христианских добродетелей: веры, надежды и любви. Без боя никогда не сдавай свои позиции, не помогай противнику в захвате новых участков на коже, в распространении болезни на суставы и внутренние органы. Регулярно противопоставляй ему организованное сопротивление, не делай то, что он ждет от тебя, устраивай для него препятствия, ловушки, останавливающие и изводящие его. Используй для этого все имеющиеся в арсенале знания и навыки. Постоянно их пополняй и совершенствуй. Не позволяй болезни диктовать и навязывать не выгодные для здоровья условия сосуществования. Веди борьбу по силам, не унывай при падениях, предусматривай заранее обстоятельства и избегай вредного и опасного. Не допускай развития тяжелых осложнений заболевания, это сделать значительно проще, чем их устранить. В связи с тем что «больной хроническим дерматозом в период ремиссии иногда стремится психологически “отгородиться” от своей болезни и не считает себя больным» [Шапошников О. К. и соавт., 1987], не поддавайся соблазнам и искушениям, не расслабляйся, не предавайся лености, враг не дремлет. Этот период, на мой взгляд, является самым опасным в плане развития рецидива, связанного с нарушениями режима и предписаний врача. Все слабости (грехи) человеческие псориаз использует в своих корыстных целях. Будь бдителен! В связи с наличием «синдрома негерметичной кишки» строго соблюдай диету и не нарушай режим. Преподобный Нил Синайский наставляет: «Обуздывающий чрево умаляет страсти, а побеждаемый многоядением размножает сластолюбивые похоти» [Добротолюбие, 2010]. Святой Иоанн Кассиан Римлянин учит: «Так и телесные болезни не в то время порождаются, в какое видимо обнаруживаются, но наживаются в предшествующее тому время, когда кто, без осторожности питаясь всякою вредною для здоровья пищею, собирает в себя болезнеродные соки» [Добротолюбие, 2010]. Преподобный Иоанн Синайский в «Лествице», Слове четырнадцатом «О любезном для всех и лукавом владыке чреве» научает: «Сидя за столом, исполненным снедей, представляй пред мысленными очами твоими смерть и суд, ибо и таким образом едва возможешь хоть немного укротить страсть объядения. Когда пьешь, всегда вспоминай оцет и желчь Владыки твоего и таким образом или пребудешь в пределах воздержания, или, по крайней мере, восстенав, смиришь свой помысл» (14:31) [Прп. Иоанн Синайский, 2007]. Святитель Феофан Затворник учит: «Пост и вообще постническая жизнь – лучшее средство к хранению здоровья и процветанию его» [цит. по: Архимандрит Георгий (Тертышников), 2006]. «Пусть пища станет вашим лекарством, и все лекарства будут заключены в пище» (Гиппократ).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский советует: «Когда видите болезненное разрушение тела, не ропщите на Господа, а говорите: Господь даде, Господь отъят... буди имя Господне благословено [Иов. 1:21]. Вы привыкли смотреть на тело свое, как на неотъемлемую собственность, но это крайне несправедливо, потому что ваше тело – Божие здание»; «Когда получишь исцеление от какой бы то ни было болезни, воздай благодарение Господу следующим кратким славословием: слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный безначального Отца, едине изцеляя всяк недуг и всяку язю в людях [Мф. 4:23], яко помиловал мя еси грешного и избавил еси мя от болезни моея, не попустив ей развиться и умертвить меня по грехам моим. Даруй мне отныне, Владыко, силу твердо творить волю Твою во спасение души моей окаянной и в славу Твою со безначальным Твоим Отцем и единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь» [Святой праведный Иоанн Кронштадтский, 2009]. 

В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова говорится об умеренности во всем: «Сын мой! в продолжение жизни испытывай твою душу и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того; ибо не все полезно для всех, и не всякая душа ко всему расположена. Не пресыщайся всякою сластью и не бросайся на разные снеди, ибо от многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры; от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни» (Сир. 37: 30–34). В главе 38 этой Книги сказано о враче: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному   облегчение и исцеление к продолжению жизни. Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!» (Сир. 38:1–15). 

Думаю, что слова святителя Василия Великого о врачевании, которое он называет врачебным искусством, особенно актуальны в современном мире: «Поскольку всем возмущаемое тело наше подвержено многоразличным повреждениям, и извне приключающимся, и зарождаемым внутри принятой пищей, приводится в изнеможение и излишествами, и недостатками, то распоряжающийся всей нашей жизнью Бог дозволил нам врачебное искусство, которое, в образец душевного врачевания, имеет целью избавлять от излишнего и восполнять недостаточное … 

И надо стараться так пользоваться, в случае нужды, искусством, чтобы не в нем одном поставлять причину здоровья или болезненного состояния, но принимать предлагаемые  им пособия во славу Божию и в образец попечения о душе» [Симфония по творениям святителя Василия Великого, 2009].

Святое Евангелие от Матфея повествует нам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Святой праведный Иоанн Кронштадтский объясняет, как искать Царства Божия: «Следующим образом: положим, ты хочешь идти или ехать, плыть куда-либо по какой-либо житейской, временной нужде – помолись прежде Господу, чтобы Он исправил пути сердца твоего, а потом и предстоящий телесный путь жизни твоей по заповедям Своим и желай того всем сердцем и чаще возобновляй свою молитву об этом. Господь, видя искреннее твое желание и старание ходить по заповедям Его, исправит мало-помалу все пути твои» [Симфония по творениям св. праведного Иоанна Кронштадтского, 2007]. Евангелие от Матфея также дает совет: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).

Описание Царствия Небесного находим в Святом Евангелии от Матфея в притчах Иисуса (Мф. 13:11, 19, 24, 31, 33, 44, 45, 47, 52). Приведу одну из них: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем» (Мф. 13:24).

Преподобный Ефрем Сирин учит: «В душе, любящей Бога, обитает Бог, там и Царство Его, потому-то и говорит Он, что Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). «Если оно еще не в тебе, то взывай, как научил нас Христос: Отче наш, да приидет Царствие Твое; и оно приидет, когда призовешь. Царство – в тебе; а вне тебя – геенна. Вне тебя – смерть, и дверь к ней – грех. А злые дела и мучения за них – вдали от тебя» [Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина, 2008].

О покаянии преподобный Ефрем Сирин говорит: «Блажен, кто любит покаяние, спасающее грешных, и не согласился поступать худо, став неблагодарным пред Спасителем нашим Богом».Тот же угодник Божий научает: «Горе тебе, душа, что каждый день грешишь, а покаяние отлагаешь день за день. Постигнет тебя смерть, как  тать в ночи, внезапно, и, связанная, отведена ты будешь в геенну огненную, без пользы проливая слезы и обвиняя свое неразумие». Преподобный учит: «Не говори: “Сегодня согрешу, а завтра покаюсь”. Но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра» [Там же].

В Святом Евангелии от Луки сказано: «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» (Лк. 6:21). Святитель Василий Великий по этому поводу говорит: «Кающиеся должны горько плакать и прочее, что свойственно покаянию, изъявлять от сердца. (Мф. 26:75): И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько» [Симфония по творениям святителя Василия Великого, 2009].

Тот же угодник Божий Василий Великий о смирении учит нас: «Кто желает в Царстве Небесном удостоиться большей славы, тот должен любить здесь смирение и унижение перед другими». Этот великий отец советует: «Вообще, помни истинную притчу: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Петр. 5:5; Притч. 3:34). Имей всегда изречение Господне: всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14:11) [Там же]. 

О смирении преподобный Ефрем Сирин нам сообщает: «И Богу и людям ненавистна гордыня, а любящих смирение возвышает Господь». Он учит: «Смирение по Богу – необоримая стена перед лицом врага, утес о который ударяются и сокрушаются орудия и разожженные стрелы лукавого» [Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина, 2008].

Таким, образом: «Кто вступает в брань и желает одержать победу, тот пусть, как в броню, облечется в славные доспехи – смирение. Оружие лукавого – гордость, ею умертвил он отца нашего Адама, ею умерщвляет и всех чад его. А оружие Господа нашего – смирение, это оружие уготовил Он на лукавого, им низверг сатану с высоты самоуправного владычества. Смирением вооружились апостолы, им побеждали истинно верующие, оно доставляло победу и древним и новым. Препояшетесь же этим оружием, ученики Христовы, потому что им приобретете победу и сделаетесь наследниками Царствия. Кто любит победу, тот вооружайся этим оружием; кто желает войти в Царство, входи этими вратами. Смирение – путь к Царствию. Это – дверь небесная, это – лествица, по которой человек восходит на небо. Им Бог сошел с высоты до обители земнородных, им потомки Адамовы восходят из глубины до обители горних. Им приобретается всякое благо, им преодолевается всякая напасть» (Прп. Ефрем Сирин) [Там же].

Поэтому, святитель Иоанн Златоуст учит: «Будем смиренными, чтобы нам сделаться высокими: кто унижает себя, – говорит [Господь], – тот возвысится (Мф. 23:12)» [Симфония по творениям святителя Иоанна Златоуста, 2009]. 

В результате, Евангелие от Иоанна предлагает человеку путь к  исцелению: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6: 53).

Итак, «Amat victoria curam – победа любит старание (заботу)» сильных духом и веру. И наоборот, неудачу в лечении обычно терпят ленивые, малодушные и слабоверующие, те, кто пытается без собственных усилий, за счет врача или кого-либо другого получить положительные результаты.

Следовательно, путь к победе лежит через формирование верующего в Бога, смиренного, умеющего управлять собой человека, ищущего «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33). Как сказано в Книге Притчей Соломоновых: «Коня приготовляют на день битвы, но победа – от Господа» (Притч. 21:31).

Если Вы хотите узнать «О духовных наставниках» (какими на самом деле должны быть наставники и наставляемые) и «О сущности Христианства» прослушайте лекции на православном телеканале СОЮЗ профессора Московской духовной академии и семинарии Осипова Алексея Ильичав 3-х  и 2-х частях. 

«О духовных наставниках»:

«О сущности Христианства»:



Все права защищены. Исключительное право на любые материалы, опубликованные на представленном Internet – сайте, в том числе статьи, изображения (фотографии, рисунки), аудио- и аудиовизуальные произведения принадлежат Олегу Васильевичу Терлецкому. Любое копирование, воспроизведение и иное использование материалов, на сайте terletsky.ru, без письменного согласия Олега Васильевича Терлецкого запрещено.

© Олег Васильевич Терлецкий, 2012-2017 (фото, рисунки)
© Олег Васильевич Терлецкий, 2012-2017 (статьи и иные публикации)
2012 © cайт создан easyDRaw
Яндекс.Метрика