Лечение псориаза, экземы, атопического дерматита, розацеа и других заболеваний кожи. Тел. для связи: +7 (904) 602-31-33.

Как лечиться православному христианину (ТВ Союз «Беседа с батюшкой»). Диакон Олег (Терлецкий)

Терлецкий О.В.

Канд.мед. наук, врач дерматовенеролог

«Прощаются тебе грехи твои» (Мф 9:2, 5; Мк 2:5; Лк 5:23, 7:48) 

Если Вы хотите знать «КАК ЛЕЧИТЬСЯ ПРАВОСЛАВНОМУ ХРИСТИАНИНУ», смотрите на православном телеканале СОЮЗ передачу "Беседа с батюшкой". 

В Петербургской студии нашего телеканала на вопросы о том, как лечиться православному христианину, отвечает клирик Выборгской Епархии, храма Рождества Иоанна Предтечи в деревне Юкки врач-дерматовенеролог, кандидат медицинских наук диакон Олег Терлецкий.

Диакон Олег

– Отец Олег, здравствуйте!

– Добрый вечер, дорогие друзья, добрый вечер, Михаил. Жду вопросов.

– Очень радостно приветствовать Вас сегодня в студии. Позвольте поздравить Вас и всех телезрителей с праздником Преображения Господня. Сегодня мы будем говорить о том, как лечиться православному христианину и как относиться к болезни. Давайте начнем с такого вопроса: «Говорят, что можно излечить болезнь, например инсульт, избавившись от грехов». Так ли это на самом деле, по грехам ли приходит болезнь?

– Если брать конкретно инсульт, то что это такое? Инсульт – это кровоизлияние в головной мозг, или наоборот, потому что бывают красные и белые инсульты. Белые – это ишемия (как правило, последствия тромбоза сосудов), а кровоизлияние – это красный инсульт. В любом случае это нарушение кровоснабжения, это острая ситуация, когда человек, как правило, находится в бессознательном или в крайне тяжелом состоянии. Поэтому сам он от греха, наверное, избавиться не сможет, но сама болезнь, попущенная Господом, по большому счету, является тем моментом, который в дальнейшем может помочь этому человеку выздороветь. Исцеление действительно происходит только от Господа. Поэтому если человек после медикаментозной терапии и оказания неотложной помощи начнет интересоваться, а почему же все-таки это произошло, почему человек трехсоставен: состоит не только из тела, но и из души, и духа. Если он начнет интересоваться Евангелием, Святыми Отцами, все же начнет посещать церковь, исповедоваться, причащаться, то, избавившись от некоторой своей греховной сущности, возможно исцеление. Но это, конечно, не всегда бывает. Потому что и в Евангелии, и если взять шире, во всей Библии описаны разные случаи исцеления.

Описано много случаев моментального исцеления. Господь именно и говорил: «Прощаются тебе грехи твои» (Мф 9:2, 5; Мк 2:5; Лк 5:23, 7:48) человек избавлялся от греха – и получал исцеление. Буквально моментально, правда, по вере человека. Но описаны и случаи, когда исцеление происходило крайне медленно. В частности, что произошло у царя Иезекии, который беспокоился о своем народе, укреплял города, содержал хорошо армию, Богу молился – верующий был царь. Господь через пророка Исайю известил, что его ждет смерть. Но царь не отчаялся, не впал в какие-то невменяемые состояния, а день и ночь молился. И опять получил через пророка извещение, что Господь продлевает ему жизнь на 15 лет, правда, нужно прикладывать пласты смоквы к тем смертельным язвам и нарывам, которые у него образовались. Изучая ситуацию по клиническим проявлениям, я подумал, что, возможно, это была бубонная чума, но это особо опасная инфекция и тогда заразились бы, и поумирали окружающие его люди. Изучая толкования на этот Евангельский сюжет, я пришел к конкретному выводу, что это была проказа.

Чудесное исцеление царя Иезекии

Чудесное исцеление царя Иезекии

Проказы вообще много в Евангелии. Например, те десять человек, которые исцелились, и лишь один из них пришел сказать спасибо, и то был самарянин. «А девять где?» Это еще в те времена, когда люди веровали в Бога.

Десять прокаженных

Десять прокаженных

Самарянин

«Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин» (Лк 17:15–16).

Более того, представьте себе, что такое прокаженный? В Библии описаны четверо прокаженных, которые вообще находились за воротами города, хотя шла война. Потому что они опасные люди, нечистые, но не в плане заражения болезнью, а в духовном – так тогда считалось. Если прокаженный человек приближался ближе, чем на сто метров, его могли спокойно забить камнями. Сердобольные люди бросали ему еду тоже с расстояния, как собаке. Тем не менее, Господь исцелил их сразу. Мы даже представить себе не можем, как настрадались эти люди, и то они не пришли сказать спасибо. Один пришел. Понимаете? Мне-то как раз кажется, что самарянин от грехов избавился, раз все же пришел благодарить Господа. Такой момент: произошло исцеление, человек выздоровел от смертельного заболевания и вместо того, чтобы Господа благодарить...

Я тружусь доктором лет тридцать и знаю, что бывают разные варианты. Какие чаще всего? Вот человек соблюдал диету, какой-то режим, проходил курс лечения. Лечение закончилось, стало лучше или совсем хорошо – и всё пошло опять сначала: коньяк, водка, еда, которую в принципе кошки и собаки не едят, а некоторые люди по своему гортанобесию, чревобесию или чревоугодию все же употребляют. И справиться с этой страстью они не то, что не думают, но даже не желают, ведь курс лечения закончен.

В какой-то момент я задумался, почему то, то, что я назначаю одним пациентам, другим помогает лишь частично. И начал наблюдать. В принципе я всю жизнь наблюдаю, как иначе сделать выводы? И получилась четкая картина: у людей верующих, православных верующих, и не просто верующих, но еще и что-то знающих о своей вере (причем, я специально сказал слово «что-то», потому что пусть и не очень глубоко, но основное все же знающих), которые регулярно исповедуются и причащаются, у них почему-то все проходит быстрее. А ведь дерматология – то, что в основном видно снаружи. Вместо двух-трех месяцев, полугода лечения, у верующих через тридцать-сорок дней кожа полностью очищалась от того же псориаза, тяжелой экземы, атопического дерматита. Более того – длительные ремиссии, если люди продолжают делать то, что и раньше, то есть посещать храм, причем готовиться к посещению, а не просто увидел – зашел, свечку поставил (конечно, и это уже хорошо, но этого крайне мало). Я наблюдаю это постоянно, ведь как врач я не могу отказать человеку неверующему в оказании медицинской помощи: я давал клятву Гиппократа. Но когда я встречаюсь с тем, что человек совершенно отрицает существование Бога, мне, честно говоря, становится несколько даже страшно и обидно за этого человека. Потому что я видел очень много примеров, когда по вере действительно очень тяжело больной человек очень быстро становился на ноги. Но и самое интересное, хотя это в принципе частый случай не только в моих наблюдениях, что даже после чудесных исцелений находятся индивиды, которые связывают это с тем, что они нашли очень хорошего доктора, хорошие лекарства. И в принципе все возвращается обратно или очень быстро, когда человек скажет или сделает что-то…, или через какое-то время. И все равно этот человек не делает выводы... Но некоторые все же делают.

Самая большая моя радость – такие случаи. Например, женщина с Камчатки, которой уже за пятьдесят, и когда мы в первый раз встречались на консультации, она и слышать ничего не хотела о Боге. Она некрещеная, да и никого у нее в семье не было верующих. Через два месяца после нашей встречи – вот что значит зерно посеяно! – она дозвонилась с Камчатки и сказала, что крестилась, и такая радостная, так ей хорошо. А мне-то как хорошо! Вот это самая большая радость.

Так как я окончил Военно-медицинскую академию и участвовал в некоторых боевых операциях: полгода находился в миротворческом контингенте в Боснии и Герцеговине. Там, где война, горе, нужда, все эти моменты четко видны и чудеса видны. Поэтому на самом деле очень жалко тех людей, которые полностью отрицают помощь Господа. А ведь пока не постучишься по тому варианту создания человека, как мы созданы… Ведь мы же созданы свободными, со свободой волеизъявления, и если мы ее не проявим... Господь пытается нам помочь, и даже если мы идем по жизненным минным полям, мы остаемся живы, получаем какие-то незначительные ранения, а на самом деле нас могло разорвать в клочья. Но все равно чаще всего человек не делает выводы. Вот это больше всего меня как доктора расстраивает. Но вот звонок с Камчатки и еще много случаев, когда люди были очень далеки от религии, но они доверились, начали слушать, выполнять то, что доктор рекомендует, мало того, то, что святые отцы рекомендуют. Я всегда говорю своим пациентам: не я рекомендую – святые отцы. Святые – те, которые всю свою жизнь положили на то, чтобы понять, как же все-таки справиться с какой-то своей страстью, каким-то грехом. Поэтому лучшего варианта в лечении любой болезни нет.

Я дерматовенеролог, но всю свою жизнь занимаюсь тяжелыми кожными болезнями: там, где уже грань жизни и смерти, или очень тяжелые ситуации, когда у человека существуют длительные депрессии, на него волнами накатывает отчаяние. И я пришел к выводу, что без психотерапии, то есть лечения души, но настоящего, ничего хорошего не получается. Потому что сначала я изучил работы всех доступных психологов. На это у меня ушла неделя. Книг, конечно, очень много, но многое понятно, потому что есть базисное образование. Но все это я отмел сразу и с большой радостью стал читать Святых Отцов.

А далее возникает вопрос. Ведь он появляется всегда: или прихожане спрашивают, или больные, или родственники – что почитать? К сожалению, мне, человеку уже зрелого возраста, закончившему Военно-медицинскую академию, майору (увольнялся подполковником м/сл), кандидату медицинских наук, в храмах, куда я приходил, батюшки советовали: почитай вот того, того, того... Как у кандидата наук, у меня вроде и память есть, и с литературой умею общаться, но назовут тебе десять имен, причем впервые услышанных и непонятно что делать... Мало того, в лавке книг нет, еще где-то тоже нет. Интернета тогда не было, и так все откладывалось и откладывалось...

Учитывая, что я доктор и священнослужитель, а священнослужители также занимаются лечением: ведь Церковь – это лечебница, только для больных духовно. Мы все, повреждены в каких-то духовных моментах. В том числе, кроме духовных недугов и телесные заболевания приводят человека в Церковь. Учитывая это и была написана книжка «Духовно-ориентированная терапия». Я бы сказал, что половина книги – моя и половина – моего настоятеля отца Григория (Григорьева), доктора медицинских наук, доктора богословия. Им давным-давно была написана глава, касавшаяся духовно-ориентированной терапии различных зависимостей: наркомании, алкоголизма и др. И в этом варианте соединения текстов, мне кажется, получилась хорошая книжка. Это я говорю мягко, потому что тем людям, которые прочли ее и ознакомиться со Святыми Отцами, причем именно выборочно, по теме болезни, чаще всего больше не была нужна никакая терапия. Кроме как посещать храм, исповедоваться, причащаться и вообще радоваться жизни, и благодарить Господа за все, что бы ни случилось, потому что этому нас учат Святые Отцы и Евангелие.

– Очень ценно, что есть книга, в которой Вы делитесь опытом, наработанным вместе с отцом Григорием (Григорьевым), которого наши телезрители тоже очень любят. Где можно ознакомиться с книгой или материалами из нее?

– К сожалению, из тиража осталось буквально несколько экземпляров, но при желании их можно приобрести. Надо зайти на мой сайт, в контакты, где все написано как это сделать (но осталось буквально несколько экземпляров). Сайт называется по моей фамилии http://terletsky.ru/Duchovno_orientirovannaa_terapia.html. Можно набрать в поисковике русскими буквами «Терлецкий Олег Васильевич, сайт». И там, где будет о лечении псориаза, экземы и других заболеваний, вкладка «Духовная литература» и «Школа больного» – это мой сайт. Там есть и моя фотография, поэтому те, кто смотрит передачу, спокойно смогут найти. Кроме этого, на самом сайте в очень сжатом варианте, чтобы человек не устал и не портил глаза, читая электронный текст, все основные моменты вообще-то представлены. И с сайта нашего храма в Юкках http://hram-yukki.ru/ тоже есть выход на «Духовно-ориентированную терапию». Поэтому при желании каждый может ознакомиться, чтобы делать дальнейшие шаги.

Духовно ориентированная терапия

– Бывает, что и человек, уже утвердившийся в вере, и новоначальный, кто поверил, уже заболев, впадают в крайности. То есть, как человек может отрицать бытие Бога и рассчитывать только на медицинские препараты, так и бывает, что человек говорит: вот буду молиться и исцелюсь, мне не нужны никакие врачи, никуда не пойду, ничего принимать не буду. Как быть с такой позицией?

– Вместе с отцом Григорием (Григорьевым) и отцом Игорем (Лысенко), (это все преподаватели духовной семинарии и РХГА (Российской христианской гуманитарной академии)), только вчера мы сдали в печать ВАКовскую статью, где затрагивается эта тема. Потому что понять, как можно исцелить человечество с помощью христианства, в частности нашей Русской Православной Церкви, и с помощью медицины не представляется возможным, не ответив на этот вопрос. К сожалению, крайности бывают очень часто именно у тех, кто только начал. Потому что действительно человек зачастую серьезно относится к понятию «грех», если, конечно, осознал всю его тяжесть, но, не имея знаний, он идет такими неправильными путями... Все дело в том, что в «Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова», есть четкие слова, которые говорят о том, что Господь создал врачей и к врачам надо обращаться, потому что делают они снадобья из природных ископаемых, трав (там немного другие слова, но скажем так, чтобы было понятно) и за больного тоже молятся! Кроме этого, когда человек все же обращается к врачу (не будем говорить, плохой он или хороший, грамотный или нет), которого создал Господь, человек наступает на свою гордыню. Вот уже и началась борьба со своими страстями, в частности с гордыней. А гордыня – это коренная страсть, причем смертный грех. Когда человек начинает говорить: «я сам почитаю сайт, возьму заключение от другого пациента...» Становится понятно, что он пока еще ничего не понимает. Ведь это как духовный совет: каждому человеку дается свой, один и тот же совет одного человека может исцелить, а другого убить. То же самое происходит, когда человек занимается самолечением, не имея никакой базисной подготовки. Поэтому и я призываю, как призывает и наша Церковь, у которой 2000 лет опыта, опыта лечения духовных, и телесных недугов использовать возможности современной медицины в лечении своих телесных болезней, не забывая и о духовной пище для своей исстрадавшейся души. Очень часто в Церковь приходят люди, которые действительно очень тяжело заболели. У кого-то это действительно тяжелые болезни, а у кого-то от простой занозы в каком то месте начинается истерика…, и все равно обратился, потому что ему больно.

Пожилые священники, которым за 90 лет, рассказывали мне, что их отцы, дедушки, которые тоже были священниками или диаконами, говорили, что на Руси всегда существовал такой тандем: доктор и священник, священник и доктор, хоть в селе, деревне, хоть в крупном городе. Как это происходило? Человек приходил к светскому доктору лечить свой телесный недуг, и практически всегда врач отправлял его к священнику, понимая, что болезнь в основном все же связана с грехом.

Хотя никогда не надо забывать и об исключениях из правил. Я бы обязательно хотел отметить, что есть ряд страшных болезней, одна из которых: рак (онкология), о которой я знаю не понаслышке (но почему я знаю не понаслышке, мы эту тему сейчас затрагивать не будем) и как обычно считается? Если человек заболел каким-то тяжелым недугом, значит он большой грешник.

Так вот, я все же хочу сказать нашим зрителям следующее: святой преподобный Паисий Святогорец, афонский старец, не так давно канонизированный, в начале прошлого года, умер от онкологического заболевания. У него был рак кишечника…, заворот кишок, была проведена тяжелая операция, до последнего момента он ухаживал за собой сам и со своими болями и страданиями до самой кончины принимал людей, у которых зачастую ситуации были намного легче. Более того, он болел раком в течение года и никто этого не знал: он никому не жаловался. Его основная задача была попасть на литургию и причаститься Святых Христовых Тайн (преподобный ни разу не присел…, даже когда начиналось головокружение от боли…), и чтобы в этот день у него не было кровотечения. О чем он и просил молитвенно Господа! Это святой прп. Паисий Святогорец.

 Святой преподобный старец Паисий Святогорец

Святой преподобный старец Паисий Святогорец

Святитель Нектарий Эгинский, святой Греческой Церкви, канонизированный в 1924 году. Еще при жизни, когда его положили в больницу для нищих, в палату для умирающих, уже начали происходить исцеления от его бинтов, которыми перевязывались раковые раны, которые благоухали, и мироточили. От его рубахи исцелился умирающий на соседней кровати больной (рубаху ему отдали после смерти Нектария Эгинского). У этого соседа как раз то и был инсульт, он лежал совершенно разбитый – но он встал. Когда святителя понесли хоронить, все люди города вышли, чтобы приложиться к телу умершего нищего епископа, который всю жизнь провел в гонениях... На сэкономленные деньги, которые он зарабатывал как учитель, он приобрел небольшой кусочек земли на острове Эгин и там построил небольшой женский монастырь, но умирал в нищете. И это действительно святой еще при жизни.

 Святитель Нектарий Эгинский

Святитель Нектарий Эгинский

В принципе, не найти информацию о том, что раком болел святой преподобный Иосиф Волоцкий. Только при посещении монастыря, где хранятся его святые мощи, стало известно, что Иосиф Волоцкий болел раком мозга. Сейчас мы не будем рассказывать о том, что он сделал для Русской Православной Церкви, однако, не известно, как без его вмешательства развивалась бы в дальнейшем наша Церковь, были бы мы сейчас на этой передаче, да и родились ли вообще.

 Святой преподобный Иосиф Волоцкий

Святой преподобный Иосиф Волоцкий

По поводу других заболеваний. Святой Пимен Многоболезненный – это человек, который от рождения вообще не мог передвигаться и, что называется, ходил под себя, ничего приятного... Но с младенчества он мечтал оказаться в монастыре. Когда родители умерли, его определили в монастырь. А там его и постригать то не хотели, ведь он был инвалидом. Монашествующий, который был за ним закреплен, говорил игумену, что ухаживает за ним, но ничего не делал, и был разбит такой же болезнью. Пимен, узнав об этом, молился о нем, и Господь его простил. Но что сделал этот человек потом? Опять перестал ухаживать за больным, и Господь его опять наказал… Это произошло из-за отсутствия благодарности Богу за первое исцеление и не имения Страха Божьего… В конце концов, Пимена Многоболезненного постригли ангелы. Братии было слышно пение хора ангелов и, открыв дверь, они увидели все признаки монашеского пострига. Буквально за три дня до смерти Пимен удостоился от Господа того, что смог ходить, хотя сорок лет пролежал пластом и у него все мышцы были атрофированы… Он обладал даром провидения, и когда хоронили схимника и обычного монаха, сказал: тот, кто в обычном облачении – схимник, а кто в облачении схимника, тот монах... И когда через несколько лет могилы вскрыли, действительно оказалось, что монах, которого похоронили в обычном облачении, был в схиме, тело его нетленно, поэтому и исцеления происходили на его могилке. А тот, который был схимником, весь сгнил и облачения на нем нет.

Святой преподобный Пимен Многоболезненный

Святой преподобный Пимен Многоболезненный

На самом деле люди очень часто расстраиваются по пустякам. Конечно, тому, кто не знает, что такое страшная болезнь, любая болезнь может показаться тяжелой, даже ангина: ведь горло болит, температура, можно начать задыхаться. Людям, не понимающим, что такое настоящее страдание, я стараюсь приводить пример Журавлева Григория Николаевича, крестьянского иконописца, который был рожден без рук, без ног и научился писать зубами. Более того, этот самоучка писал такие иконы, какие люди с руками и ногами, и Академию Художеств закончившие, не могли написать... 


Григорий Николаевич Журавлев

Григорий Николаевич Журавлев с братом

Григорий Николаевич Журавлев с братом.

Зубами, с помощью младших сестренки и братишки, которые поднимали его на тележке и дергали за различные веревочки и рычажки, он расписал огромный храм. Эта церковь была построена в селе, из которого он был родом, на ее строительство он, инвалид, еще и деньги давал. У Григория Николаевича было по сути одно туловище, и когда его крестил священник, то чуть случайно его не утопил, потому что не за что было взяться. Священник перепугался даже не потому, что утопит его (что, конечно, плохо), но батюшка ощутил, что этот младенец очень сильный и верующий человек. Если бы он был с руками и ногами, то достиг бы очень великих высот, но он и так их достиг: без рук и без ног. На ютубе есть очень хороший клип «Калека», буквально по времени занимает четыре минуты. Очень рекомендую посмотреть тем, кто расстраивается по пустякам. 

 

Григорий Николаевич Журавлев. Иконы

Григорий Николаевич Журавлев. Нерукотворные карандашные экскизы икон.

Григорий Журавлёв Карандашный эскиз 

Григорий Николаевич Журавлёв. Нерукотворный карандашный эскиз.

 Икона Григория Николаевича Журавлева папа Лев

Нерукотворная икона Григория Николаевича Журавлева. Святой Лев папа Римский.

Икона Григория Николаевича Журавлева Спаситель

Нерукотворная икона Григория Николаевича Журавлева. Спаситель.

Григорий Николаевич Журавлев. Портрет императора Александра III.

Григорий Николаевич Журавлев. Нерукотворный портрет императора Александра III.

Г.Н. Журавлев. Карандашная копия фото

Григорий Николаевич Журавлев. Карандашная копия фотографии.

Подпись

Подпись на обороте рисунка: «Рисовал с фотографии зубами Григорий Журавлев».

Как Господь помог такому Своему подвижнику, который ни разу за всю жизнь не похаял Господа, а только прославлял Его и писал такие красивые иконы? Как только произошла революция, храм сразу же был отобран у прихожан, и в нем было устроено овощехранилище. Буквально за несколько месяцев до этого Григорий Николаевич скоропостижно умер от скоротечной чахотки. И на его кресте, поставленном на могиле, было лишь написано: «Се, человек» и все. Представляете, зубами писал... Стиралась эмаль, стирались зубы, пузыри были на спине от того, что его привязывали к тележке, в которой он сидел и писал иконы. Вот это сила воли, сила духа и какая любовь к Господу! Когда он еще был маленький, то всегда просил своих младших сестренку и братика отвезти его в храм на специально сделанной тележке, с деревянными колесиками. Потому что с детства он всегда пел в Церковном хоре… А мы же по большому счету порой ноем по пустякам. Вот пример, и это пример исключения из правил.

Но чаще всего болезни связаны с той греховной сущностью, которая заложена в человеке начиная с Адама и Евы. В принципе, наука давно доказала, что у каждого человека с планеты Земля присутствует один и тот же ген, что женский, что мужской. И это одно из подтверждений того, что Адам и Ева были. Более того, правдиво и написанное в «Законе Божьем» о том, что когда Господь засевал тварей по земле, Ему хватило одного маленького наперстка. Наукой давным-давно доказано, что если взять гены всех людей и животных, живущих на земле, то хватит и половины наперстка. Поэтому за тех, кто не верует, мы можем только молиться, и стараться своим примером показывать, как нужно бороться со страстями, стараться не обращать никакого внимания на тяжелую болезнь и все же благодарить Господа, за все благодарить.

Когда я был на войне в Боснии и Герцеговине, куда пошел добровольцем помогать нашим братьям-сербам, мне стало многое понятно, ведь на войне все обостряется. Тогда я и молиться не умел, кроме «Отче наш», по большому счету, ничего и не знал, в церковь ходил крайне редко. А тут война…, все заминировано, снайперы и прочее. Когда я служил в Туле в Центральном госпитале воздушно-десантных войск, мой маленький сын заболел тяжелой пневмонией. Еще когда я был дома, летальные исходы бывали и у взрослых, заболевших такой же вирусной пневмонией. А теперь я находился на расстоянии, кроме того, это были 90-ые годы, когда у нас ни лекарств не было, ничего не было... И батюшка мне сказал: «Молись», он думал, я знаю, как... А я помолился: «Господи, исцели моего сына, но дай мне его болезнь». И к вечеру уже сын чувствовал себя хорошо, а я начал взахлеб кашлять… Я, врач, кандидат медицинских наук, впервые увидел такое чудо. Кто я такой? Никто вообще. В принципе в церковь я пошел только там, в Боснии и Герцеговине, пришел в маленькую деревянную церквушку и просто спросил: «Батюшка, чем помочь?» И меня-то Господь услышал. Понимаете? Я ничего не знал.

Да, меня крестили, потому что в определенный момент я очень захотел быть крещеным. Но ничего же не делал примерно лет семь. Это как раз притча о сеятеле: у кого как долго прорастает зерно. У меня долго прорастало. Поэтому я никогда не буду с осуждением относиться к человеку, который будет долго думать, долго принимать решение, потому что это все же очень важное решение, касающееся бессмертной души. Пойдешь неправильным путем – и душу потеряешь, и голову, как Иван-царевич на раздорожье.

Витязь на распутьиВитязь на распутьи.

И если выберешь самый сложный, самый трудный путь... Тогда спасешься. Что такое для нашего человека трудный путь? Это постоянно что-то изучать, постоянно что-то делать, сразу все не получить, но тогда ведь и спасешься. Пришел к этому же выводу. Хотелось бы, конечно, чтобы и наши зрители пришли к такому же заключению. Хотя думаю, что те, кто смотрят передачи на «Союзе», уже на правильном пути.

– Когда верующий человек заболевает, он размышляет: вот пойду к врачам, а они могут быть недобросовестными… может быть, стоит найти православного врача? Насколько целесообразен такой подход?

– Отвечу на личном примере. Как-то возник вопрос по поводу серьезного оперативного вмешательства у моей супруги. Город же у нас маленький, я имею в виду Санкт-Петербург, почти все доктора друг друга знают, кто-то о ком-то уж точно слышал, поэтому я, уже будучи верующим человеком, искал в первую очередь специалиста. На первом месте был – специалист, а дальше спрашивал: верует он или не верует. Более того, у нас по Конституции и этот сбор информации запрещен, то есть собирать можно только пассивную информацию. Это, на мой взгляд, не очень правильно, однако статьи 23–24 все же существуют. Но я нашел очень хорошего специалиста, услышал отзывы, разные, но в основном хорошие, и в принципе точно знал, что он неверующий человек. Но также знал, что вместо того чтобы приезжать на работу к 9 часам, как положено, он приезжает к 7-ми и сначала посещает своих больных в реанимации, которых прооперировал, сам вынимает катетеры и прочее...

 Больница святого великомученика Георгия

Больница святого великомученика Георгия

Не потому что так положено, а потому что это его больной. И понял, что этому человеку можно довериться. Два года назад я точно узнал, что он стал верующим человеком. Потому что если человек так относится к своей профессии (а не ремеслу, ведь спасать людей – это серьезная и ответственная профессия), рано или поздно он встает перед вопросом: а кто же на самом деле самый основной Врач и Исцелитель? Потому что чудеса происходят постоянно, каждый Божий день. В кабинете этого доктора, он сейчас главный врач одной из самых крупных больниц города Санкт-Петербурга, среди икон находится уже и икона Евгения Боткина.

Икона святого врача Евгения Боткина

Икона святого праведного врача страстотерпца Евгения Боткина

Рекомендую всем, кто заболел, в основном терапевтическими болезнями, но можно и с хирургическими, обращаться к нему с молитвой. Ведь кто такой святой врач Евгений Боткин? Он выпускник Военно-медицинской академии. Я выпускник Военно-медицинской академии. Отец Григорий (Григорьев) – выпускник Военно-медицинской академии. Но у нас с Евгением Сергеевичем обнаружилась и еще одна закономерность. Евгений Боткин – выпускник 1889 года, а я выпускник 1989 года. Мои события - плюс сто лет. Более того, это военный человек, военный врач. Это человек, который добровольцем участвовал в русско-японской войне, возглавлял русский Красный Крест. Кроме этого, при ранении фельдшера на поле боя он оставался за него. Огнестрельные ранения, инфекционные заболевания – все это было на нем, помимо терапевтических заболеваний, на которых он специализировался, как и его отец Сергей Петрович Боткин, величайший терапевт. Кстати, когда я учился в Военно-медицинской академии, мы каждый день по несколько раз строем проходили возле памятника С.П. Боткину, но никто из нас не знал, и нам об этом не говорили, что Сергей Петрович был все же верующим человеком. Памятник профессору С.П. Боткину

Памятник профессору С.П. Боткину

Когда он получил какое-то денежное вознаграждение за очень активное участие в русско-турецкой войне (как хорошего врача его до сих пор помнят и турки), в своем имении, находившемся в Финляндии, он построил русскую православную церковь. Обращался с прошением, писал, что в радиусе 500 километров от имения нет никаких православных церквей. И дети его воспитывались в этой православной традиции. Поэтому Сергей Петрович передал свои знания сыну, нынешнему святому, и генетически, и при общении. Кроме того, что Евгений Боткин при жизни всегда быстро реагировал на просьбу человека оказать медицинскую помощь и оказывал ее безвозмездно, все это наблюдалось, и после его смерти. Потому что он был канонизирован Зарубежной Русской Православной Церковью еще в 1981 году, и те, кто обращались к нему: многодетные священники и миряне всегда все получали ощутимую врачебную помощь. Поэтому, учитывая, кто такой Евгений Боткин, в нашем храме написана икона относительно больших размеров 50х70 см. Кстати, она мироточит и благоухает.

 Мироточение

Мироточение храмовой иконы святого праведного врача страстотерпца Евгения Боткина

На самом деле, это чудо, чтобы и мироточила, и благоухала, причем это произошло в кратчайшие сроки: после написания иконы прошло дней десять. Мы сделали маленькие копии, и по мере возможности я раздаю их тем людям, в частности врачам, которые были неверующими, но все же веру приобрели. У главврача, который был неверующим, сейчас на столе стоит икона Евгения Боткина, и я очень рад, что он верующий человек.

 Мироточение

 Икона святого страстотерпца праведного врача Евгения Боткина замироточила на 10-е сут. после освящения. К сожалению невозможно передать благоухающий аромат, исходящий от иконы и не видны все "ручейки" мира, оставившие свой след, на стекле киота.

Часто возникает вопрос, кому молиться при болезни. С нынешних позиций, когда я уже что-то знаю, мне очевидно, что молимся мы нашему Богу Господу Иисусу Христу, Самому главному Целителю. Но, естественно, молимся и своим святым, ведь есть любимые святые, с которыми у нас есть какое-то духовное соприкосновение. Как мы молимся святым? Допустим: «Святитель Нектарий Эгинский, моли Бога об исцелении раба Божия диакона Олега». То есть святой ходатайствует перед Богом. Кто-то на чем-то порой и «специализируется», но по большому счету, если святой «отвечает» за целительство, то это очень большой спектр, потому что ходатайствует он перед Богом, Который может все исцелить, и мертвого в том числе, как Лазаря Четверодневного. Поэтому: святитель Николай Чудотворец Мирликийский, святитель Спиридон Тримифунтский или преподобный Агапит Печерский.

Свт. Спиридон Тримифутский и свт. Николай Мирликийский

Свт. Спиридон Тримифутский и свт. Николай Чудотворец Мирликийский

Агапит Печерский – уникальный святой, который делал вид, что лечит травами, а на самом деле – молитвой. Думаю, что от Агапита Печерского – я шучу, конечно, немножко – и пошла фитотерапия. То, что помню: он вылечил смертельно больного князя и одного богатого врача, по-моему, армянина, который относился к православию очень скептически. Этот неверующий врач был смертельно болен, и он понял, что преподобный Агапит на самом деле лечит его не травами, а молитвами. Когда он прожил те три месяца, о которых ему сказал Агапит, то обрел Господа, принял православие. Поэтому есть святые, которые «отвечают» за терапевтический профиль.

Святой преподобный Агапит Печерский

Святой преподобный Агапит Печерский

Кто еще? Первый святой, о котором я узнал, и даже думал, что в день его памяти все врачи, верующие в Бога, должны отмечать свой профессиональный праздник, – это великомученик целитель Пантелеимон. Также святой целитель мученик Трифон.

 Святой великомученик целитель Пантелеимон

Святой великомученик целитель Пантелеимон

Святой мученик целитель Трифон 

Святой мученик целитель Трифон

Естественно, каждый преподобный, которому сердце конкретного человека отдает предпочтение, тоже обладает целительством. Потому что даже канонизация святого, по сути, всегда связана с какими-то чудесными явлениями, в частности исцелениями или по молитве к этому человеку, или исцелениями на его могиле. Также преподобный Александр Свирский.

 Святой преподобный Александр Свирский

Святой преподобный Александр Свирский

Наш храм уникален, красив, и какие у нас святые! У нас священномученики Киприан и Иустиния. Священномученик Киприан – это уникальный случай, когда самого злобного колдуна планеты Земля победила молитвой к Богу обычная девушка Иустиния. И когда он увидел это и понял, что нет никого сильнее нашего Господа, то прибежал в храм и не вышел оттуда, пока его не крестили. Это, пример того, как порой надо себя вести. Кстати, и в современном мире такое встречается: когда один из врачей-хирургов Симферополя увидел, как восстановились ногтевые фаланги, отрубленные железной дверью у мальчика-пианиста. Он его принимал в больнице и оперировал… Через какое-то время, посетив могилку святителя Луки, мальчик с мамой пришли к этому доктору и врач увидел отрубленные ногтевые фаланги на месте... Но для врача это нонсенс, это не то, что чудо, это просто шок…

Святитель Лука

Святитель Лука

И этот человек побежал сразу в храм и не вышел из него пока его не крестили. Поэтому чудеса являются и в современном мире, как это происходило и в Евангелии, когда Господь показывал чудеса, чтобы люди как-то встрепенулись, задумались и все же пришли к вере. Святитель Лука, святой врач-страстотерпец Евгений Боткин... – список большой.

Еще один придел нашего храма посвящен святому Иоанну Предтече. Тому кто Господа крестил. Люблю и святого пророка Илию. Почему? Все же я служил в ВДВ, а день ВДВ – это 2 августа, день пророка Илии. Кто такой пророк Илия? Не будем сейчас рассказывать страсти… Но как он победил жрецов, причем не такой и длительной молитвой? Жрецы, а их было, если сложить 300 и 400, 700 человек, даже не могли возжечь сухой хворост. Они молились несколько дней, а Илия-то по большому счету над ними смеялся: когда дошла очередь до него, он попросил принести десяток ведер, залить хворост, выкопать канаву вокруг предполагаемого костра и налить в нее воды, потом еще и еще. И при краткой молитве пророка Илии все это воспламенилось, кроме того все эти канавки высохли. Чем это закончилось для жрецов?.. История, конечно, печальная, потому что этих служителей тьмы и бесов пророк Илия умертвил.

Когда я привез в наш храм икону Евгения Боткина и мы освятили ее, только тогда до меня дошло, что эта икона – сборный образ всем военным врачам, может быть, даже и неверующим, но которые исполняли свой врачебный и воинский долг… во все периоды войн и ненастий в нашей стране. Как тот хирург, которого я искал для своей супруги. Ведь никто его вообще-то не просил вставать и приезжать к 7 утра, но это долг врача, это его поступок от сердца – и он стал верующим человеком. Поэтому для тех, кто хочет получить неотложную помощь сразу и широкого спектра, я рекомендую святого врача Евгения Боткина (все же это выпускник моей альма-матер) и святителя Луку, потому что это тоже уникальный человек и святой. Он перенес такие гонения и ссылки, крайняя его ссылка вообще была за Полярным кругом, куда птичка не залетала, а если залетала, то падала замерзшая и разбивалась, как кусочек льда.

Святитель Лука – хирург, причем отличнейший хирург. Когда я прочитал о нем все, что можно было найти десять лет назад, то пришел к выводу, что действительно это чудеса: в конце служения архиепископом Крымским и Симферопольским он ослеп на два глаза, и об этом по большому счету другие не догадывались (кроме тех, кто знал его близко), потому что все службы он проводил на память, не допуская никаких ошибок. Будучи слепым, он ставил верные диагнозы сложнейших заболеваний. К нему обращались люди, которые наблюдались у трех-четырех профессоров хирургии, и слепой архиепископ ставил им правильный диагноз. Кроме того, известны случаи, когда и при жизни святителя по его молитве люди исцелялись от онкологических заболеваний, в частности рака головного мозга.

Икона «Всецарица» – очень известна, правда, все же для узкого круга людей, тех, кого настигла беда, которая называется рак. Тогда человек рано или поздно узнает, что есть такая икона, есть акафист «Всецарице». Это древняя икона, которая находится на Афоне. Издавна повелось, что при обращении к ней бывали исцеления онкологических больных. Но не надо думать, что требуется все бросить и куда-то ехать. Что такое онкологический больной, я знаю не понаслышке, у таких людей бывает очень трудно с передвижением, трудно и родственникам, которые несут огромную моральную и физическую нагрузку. И вот больной узнал, что есть такая икона «Всецарица» и решил: «Да я сейчас на Афон поеду». Может быть, и правильное решение, если все смогут это вытерпеть. Но есть и обычные иконы «Всецарицы», а у нас в Петербурге есть часовня с этой иконой. Икона «Всецарица» есть практически в любом храме. Приходи, бери акафист, читай, молись, не можешь в храме, читай дома, не можешь стоя – сидя, больно сидя – читай лежа, хоть на боку, хоть как, но молись, с перерывами, но молись. И всегда получишь помощь. Но надо понимать и такую вещь: человек говорит, что молится длительное время, год, три раза в сутки, и не получает исцеления. Надо понимать, что всегда все зависит от Бога. Значит, кроме того, что молишься, ты чего-то еще не делаешь, какие-то пробелы еще остались. Поэтому никогда не надо замыкаться в себе, в своей капсуле, надо искать тех священников, которые с этой темой знакомы.

 Всецарица

Икона "Всецарица"

Приведу пример. После определенных событий, связанных с действием темных сил, которого я не хотел и начал искать, кому же смогу довериться чтобы креститься. Так получилось, что я приехал в тот храм, где тогда служил алтарником отец Григорий (мой нынешний настоятель), приехал я к отцу Василию Лесняку. К сожалению, он не смог меня крестить, так как был очень болен, меня крестил другой священник. Тем не менее я знаю, что отец Василий Лесняк, будучи духовником онкобольных с поселка Песочное (там расположены три онкологических центра Северо-западного Федерального округа), где находится сгусток боли и отчаяния, вымолил минимум сто человек, обреченных на смерть, которым не могла помочь медицина. И это только те, о ком известно. Поэтому есть священники, которые знают эту проблему очень глубоко, надо искать и не думать, что что-то придет само. Хотя бывает, что и само приходит, но по молитве. Но само, опять же по молитве – потрудиться надо.

– Отец Олег, мы с Вами очень увлекательно беседуем, хорошо, если бы можно и еще, но, к сожалению, время нашей передачи подошло к концу. Что бы Вы хотели пожелать нашим телезрителям?

- Нашим дорогим зрителям я хотел бы пожелать крепкого здоровья, глубокой веры, благословения Господня на все их дела и помнить: что бы ни происходило, хорошее или плохое, всегда благодарите Господа нашего Бога Иисуса Христа за все. Потому что если бы мы были без Бога, без Его покровительства, мы, врываясь на «заминированные» территории, все давным-давно уже погибли бы… Пришел я к этому выводу давно.

– Спасибо огромное, отец Олег, за эту очень интересную беседу. Надеюсь, даст Бог, мы с Вами еще встретимся в эфире и продолжим наше общение.

Ведущий Михаил Проходцев

Записала Юлия Подзолова 



Все права защищены. Исключительное право на любые материалы, опубликованные на представленном Internet – сайте, в том числе статьи, изображения (фотографии, рисунки), аудио- и аудиовизуальные произведения принадлежат Олегу Васильевичу Терлецкому. Любое копирование, воспроизведение и иное использование материалов, на сайте terletsky.ru, без письменного согласия Олега Васильевича Терлецкого запрещено.

© Олег Васильевич Терлецкий, 2012-2017 (фото, рисунки)
© Олег Васильевич Терлецкий, 2012-2017 (статьи и иные публикации)
2012 © cайт создан easyDRaw
Яндекс.Метрика