Лечение псориаза, экземы, атопического дерматита, розацеа и других заболеваний кожи. Тел. для связи: +7 (904) 602-31-33.

О блудной страсти и как с ней бороться по учению святых отцов

Терлецкий О. В.

Канд. мед. наук, врач дерматовенеролог 

«Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» 

 
 

Апостол Павел  (1 Kор.  6:15–18)                                                                          

апостол Павел

Апостол Павел

Главной причиной распространения инфекций передающихся преимущественно половым путем (ИПППП) является один из смертных грехов - блуд.

Смотрите на сайте архимандрита Ианнуария (Ивлиева)Греховные страсти. Развитие и классификация.

В противоположность греховным страстям нам даны христианские добродетели.

Выделяют три группы болезней, причиной которых является блуд: 

1) венерические заболевания - сифилис, гонорея, венерическая лимфогранулёма;

2) инфекции предающиеся преимущественно половым путем (ИППП) или скрытые инфекции - хламидиоз, трихомониаз, уреаплазмоз, гарднереллёз, кандидоз, генитальный герпес и другие;

3) инфекции поражающие иммунную систему, печень и др. органы - СПИД, гепатиты различных групп, цитомегаловирусная инфекция.

Сопутствующими страстями, которые поддерживают блуд и взаимно усиливают друг друга, являются: чревоугодие (пьянство), сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Значит, чтобы эффективно заниматься профилактикой ИПППП, эти страсти необходимо искоренить из жизни человека. Остановимся на блуде и пьянстве. 

Из словаря-справочника: «Блуд – 1. Грех против целомудрия; одна из страстей в аскетическом учении Церкви. 2. В религиозно-метафорическом смысле – всякое уклонение человека от Божия Промысла о нем; идолопоклонство, неверие. В русском языке блуд имеет синонимы: любодеяние, распутство, разврат. 

Если бы у меня спросили, как выглядит блуд? Я бы ответил, так как на этих рисунках:
врожденный сифилис
Врожденный сифилис.

Христианство признает две формы устроения жизни человека в сфере пола: брак и безбрачие (целибат). Блуд как искажение отношений между полами и заложенной в них Божественной цели есть грех, ибо он предполагает лишь достижение чувственного само- или взаимонаслаждения. Проявляясь в виде помысла, страсти, развращающих слов и т.п., блуд посягает на чистоту и целомудрие человека. K блуду причисляются также проституция, гомосексуальные отношения, кровосмешение, рукоблудие (мастурбация, малакия). В Ветхом Завете 7-я заповедь Моисеева декалога – «не прелюбодействуй» (см. Исх. 20:14; Втор. 5:18) – не проводит четкой границы между понятиями прелюбодеяния и блуда, поэтому эта заповедь относится ко всем случаям нарушения половой морали» [Православие. Словарь-справочник, 2007].  

десять заповедей

Десять заповедей закона Божия.

Если хотите, можете посмотреть художественый фильм «Десять Заповедей».

Смотрите на сайте архимандрита Ианнуария (Ивлиева): Заповеди Божии. 

По этому же вопросу приведу притчи мудреца Соломона, царя Израильского, взятые из библейской Книги Притчей Соломоновых: «1 Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему, 2 чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. 3 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; 4 но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; 5 ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней. 6 Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их. 7 Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих. 8 Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее, 9 чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; 10 чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома» (Прит. 5:1–10). 

«26 Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои, 27 потому что блудница - глубокая пропасть, и чужая жена - тесный колодезь; 28 она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников» (Прит. 23:26–28). 

«32 Отвергающий наставление нерадеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум» (Прит. 15:32);

«17 Путь праведных – уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой» (Прит. 16:17);

«11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай и не тяготись обличением Его; 12 ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Прит. 3:11–12) (БИБЛИЯ. Книга Притчей Соломоновых).

«В Новом Завете присутствуют гораздо более строгие понятия о целомудрии, об отношении к телу, соответствующие открывшемуся высочайшему предназначению человека – единению с Богом: тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела (1 Kор. 6:13). Апостол Павел называет тело храмом живущего в христианах Святого Духа (см. 1 Kор. 6:19) и противопоставляет образ жизни грешника, становящегося одним телом с блудницей, соединению верующего с Телом Христа – Его Церковью (см. 1 Kор. 6:15–17)» [Православие. Словарь-справочник, 2007]. 

Учитывая тяжесть греха, в первой половине IV века после Рождества Христова, будников отлучали от причастия Святых Христовых Таин на семь лет. Святитель Василий Великий учит: «Блудник семь лет да не приобщается Святынь и да будет два года плачущим, два – слушающим, два – припадающим и один год – стоящим только с верными; в восьмой же год будет допущен к приобщению» [Симфония по творениям святителя Василия Великого, 2009].

святитель Василий Великий
Святитель Василий Великий.

Что бы понять в какую бездну добровольно себя ввергает блудник, попытаемся понять, чем является наше тело и плоть по учению Церкви?

Апостол Павел учит: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!»; «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницей становится одно тело с нею? ибо сказано: «два будут одна плоть»;  «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом»; «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Kор. 6:15–18). 

апостол Павел. Икона Андрея Рублева фпостол Павел 
Апостол Павел. Икона Андрея Рублева  Апостол Павел

В послании к Галатам святой апостол Павел говорит: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19–21).

Из своей более чем 25 летней практической работы дерматовенеролога знаю, что пик заболеваемости ИПППП приходится на следующие праздники: 31 декабря – 1 января (встреча Нового Года), 8 марта и 23 февраля. Только к этим датам  необходимо прибавить инкубационный период, имеющийся у любого инфекционного заболевания. И, как правило, блудному половому контакту предшествует праздничный стол и алкоголь. 

Путь к исцелению грешников указан в словах Иисуса: «<…> не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:12–13). В Святом Евангелии от Луки Он говорит: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15: 7, 10).

С житием великой подвижницы благочестия преподобной матери нашей святой Марии Египетской, навечно ставшей образом покаяния для всех стремящихся ко спасению, можно ознакомиться при просмотре православного фильма  «Образ покаяния».

св. Мария  Египетская
Святая преподобная Мария Египетская.

Святитель Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский  (врач - хирург, профессор медицины В.Ф. Войно-Ясенецкий) в  «Слове в день памяти святых сорока мучеников Севастийских» [смотрите альбом Кондрашова Андрея «Сорок мучеников Севастийских»] рассказал своей пастве об очищении покаянием. 

Архиепископ Тамбовский Лука (Войно-Ясенецкий) 1945 год
Архиепископ Тамбовский Лука (Войно-Ясенецкий). 1945 год.

 

Сорок мучеников Севастийских
 Сорок святых мучеников Севастийских.

Святитель Лука говорит«Покаяние, пример которого показали нам святые, например преподобный Варварбывший разбойником. Размыслив однажды о своей жизни и содрогнувшись от грехов, он пришел к священнику и просил пустить его в свиной хлев, где вместе со свиньями он прожил три года, ходя на четвереньках. Так каялся он, и Господь сподобил его дара чудотворения. 

св. Варвар
 Святой преподобный Варвар.

Преподобный Иаковчудотворец, прозорливец, ухищрениями сатаны впал в тяжкое преступление и, отчаявшись в возможности спасения, хотел вернуться в мир. Но его нашел святой инок и убедил, что милосердие Божие к кающимся всем сердцем грешникам безмерно. Тогда преподобный Иаков затворился в пещере, наполненной костями мертвых, и прожил в ней десять лет, каясь в своем тяжком грехе, и был прощен Богом, и снова получил дар чудотворения» [Избранные творения, 2007].

Медицина профилактикой блуда, как и призывом грешников к покаянию, не занимается. Даже случается наоборот. Следствием невероятной духовной и профессиональной деградации выглядят советы, к сожалению, теперь уже многих психотерапевтов и врачей о том, что если, мол, у вас половая несовместимость с мужем (женой) - найдите себе партнера (партнершу). Прямо как поиск партнера для безобидной, целомудренной партии в шашки. Также мне известно множество случаев, когда уролог рекомендовал пациентам заниматься онанизмом, с целью улучшения оттока секрета предстательной железы, при лечении и профилактике простатита. И не в домек эскулапу, что болящий орган не надо насиловать, да еще таким противоестественным способом. Он забыл (а может и не знал), что Господь создал мужчину таким образом, что наделил его возможностью поллюций. Вообще-то это известно медицинской науке. Но в связи с профессиональной деградацией, ему это не ведомо. Так вот, у взрослых ночные поллюции возникают обычно из-за полового воздержания. Это явление обеспечивает регулярную эвакуацию спермы и облегчает тяжело переносимые проявления воздержания, например, после концентрации психики на сексуальной тематике, после самопроизвольной эрекции (возбуждение полового члена) и тому подобного. Для взрослых мужчин, долгое время не живущих половой жизнью, поллюции по ночам являются приспособительным механизмом для устранения избыточного скопления семенной жидкости в половых органах. Умеренные ночные поллюции не опасны для здоровья. Они в каком-то смысле компенсируют половую жизнь, а когда она наступает, они самостоятельно прекращаются. Возраст наступления первых поллюций и их периодичность зависят от индивидуальных врожденных особенностей человека (сложения тела, темперамента и других), от общего состояния здоровья, образа жизни и направленности интересов. У некоторых сексологически здоровых мужчин вообще никогда не случается поллюций. В среднем поллюция происходит у подростков и юношей один раз в неделю, у взрослых - один раз в месяц. Однако во время полового воздержания поллюции становятся чаще, а равномерность их исчезает. Поллюции - это не отклонения от нормы, а наоборот, признак нормальной гормональной работы половых желез. 

Приведу один пример. Меня как дерматовенеролога вызвали на консультацию в больницу к молодому человеку 19 лет с предварительным диагнозом острая гонорея. При элементарном осмотре было установлено, что никакой гонореи нет, а специалист вызван диагностировать поллюции. Кто же вызывал консультанта?  Вы только не сильно удивляйтесь – дипломированный врач молодого человека,  имеющая мужа и двух сыновей подростков. 

Почему имеет место духовная и профессиональная деградация? Одной из причин, по моему глубочайшему убеждению, является безбожие. Значение слова «безбожие» в толковом словаре Даля следующее: «ср. воображаемое состояние кого или чего при отсутствии Бога, Божества; отрицание бытия Божия, полное безверие; непризнавание воплощения Господня; безбожник м., безбожница ж., неверующий в Бога, отрицающий бытие его; беззаконник, нечестивец, не знающий страха Божия, живущий заведомо во зле, во грехах; безбожный человек, бессовестный, нечестивый, злодейный, беззаконный; безбожничать, жить безбожно, беззаконно, нечестиво, вопреки Божеским законам; кощунствовать, богохульничать; безбожничанье ср. поступки, дела или речи этого рода; безбожить кого, лишать Бога, веры в него, отымать веру; делать безбожным; безбожеть, лишаться веры, становиться, по делам своим, нечестивым; лишаться кумиров, истуканов своих; самоеды обезбожели: своих божков лишились, нашего Бога принять не умеют».   Итак, безбожник врач, кроме тела человека, игнорирует понятия о душе и духе. А человек все же трехсоставен. И получается, что дипломированные «специалисты» вообще то ничего не смыслят в науке о человеке и вполне соответствуют Евангельскому образу: «оставьте их: они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14). Что и происходит. Блуд, кроме семейных проблем, ИПППП (венерических заболеваний, ВИЧ, гепатитов, паразитарных заболеваний, генитального герпеса, кондилом, онкологии и др.) является спутником бесплодия, лжи, отчаяния, уныния, суицидов и пьянства. В результате, как правило, блудник получает смрад разложения своего мертвого тела и погибель души. 

Что же делать с блудом? Обратимся за помощью к Библии, апостолу Павлу и Святым Отцам. 

В послании к Ефесянам святой апостол Павел предупреждает: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5:18).  

Преподобный Иоанн Лествичник в «Лествице», Слове четырнадцатом «О любезном для всех и лукавом владыке чреве» говорит: «Насыщение есть мать блуда, а утеснение чрева – виновник чистоты» (14: 5) [Преп. Иоанн Синайский, 2007]. Он учит: «По пресыщении нашем сей нечистый дух отходит и посылает на нас духа блудного; он возвещает ему, в каком состоянии мы остались и говорит: “Иди возмути такого-то: чрево его пресыщено, и потому ты не много будешь трудиться”. Сей, пришедши, улыбается и, связавши нам руки и ноги сном, уже все, что хочет, делает с нами, оскверняя душу мерзкими мечтаниями, а тело истечениями» (14: 27) [Там же]. Этот великий отец в своей достославной «Лествице», Слове пятнадцатом «О нетленной чистоте и целомудрии, которое тленные приобретают трудами и потами» предупреждает: «Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами, ибо он имеет многие убедительные оправдания, как воюющий против нас с помощью нашего естества. Кто хочет бороться со своей плотью и победить ее своими силами, тот тщетно подвизается, ибо если Господь не разорит дома плотской похоти и не созиждет дома душевного, то всуе бдит и постится думающий [его] разорить. Представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия» (15: 24–26) [Там же]. 

преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Иоанн Синайский.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский  приводит слова апостола Павла о том, что: «Пьяницы Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:10)» [Св. прав. Иоанн Кронштадтский, 2007]. Думаю, что каждый человек должен определиться хочет ли он наследовать Царства Божия? А если хочет, то ему необходимо следовать советам Библии, апостолов и Святых Отцов.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский
 Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908)

В первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники», «ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9, 10). 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский  учит: «Враг (диавол) растлил человечество еще вначале, перед потопом, всяким блудом, всякими грехами, и Бог навел потоп на землю, чтобы избавить будущее потомство от большего распространения блуда и всякого греха. Так и ныне диавол растлевает людей преимущественно блудом всяким». Он говорит: «Блудный яд сатана крайне усиленно ввергает в сердце и в чресла и во все тело с величайшим льщением. Крепись, раб Христов, и помни, что твое наслаждение нетленное и пречистое – Христос. Для Него храни твое сердце от всякой нечистоты». Тот же святой отец научает: «А ты, блудник, получишь ли помилование на суде, если не покаешься и не бросишь свое прелюбодейство, не оплачешь его, не загладишь его милостыней и воздержанием? Так все привязанные, пристрастные к тени мира сего, обманчивым страстям его не будут помилованы, если не покаются. О, как многие согрешившие и  покаявшиеся были помилованы! Как много бывших блудников, убийц, лихоимцев и покаявшихся вошло в рай и наслаждаются блаженством!» [Св. прав. Иоанн Кронштадтский, 2007].   

Святитель Иоанн Златоуст наставляет: «Кто дает блудницам, тот делается смешным и зазорным; он будет иметь много ссор, а удовольствие краткое, лучше же сказать – даже и краткого не получит. Сколько бы не давал он отверженным женщинам, они ничуть не будут благодарны ему: чужой дом – просверленный сосуд (Прит. 23:27). Притом же этот род бесстыден, и Соломон любовь такой женщины уподобил аду. Она тогда только успокаивается, когда увидит своего любовника ничего уже не имеющим. Лучше же сказать – она и тогда не успокаивается, но еще больше величается, попирает лежащего, предает его великому осмеянию и столько дает ему зла, что и описать нельзя» [Симфония по творениям святителя Иоанна Златоуста, 2009]. 

святитель Иоанн Златоуст
Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Димитрий Ростовский говорит: «Все грехи неприятны Богу, раздражают Его и побуждают к гневному отмщению, но в неодинаковой мере, ибо всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, - как говорит апостол, - а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6:18), - против тела, которое Христос искупил Своей честной Кровью и уготовил быть храмом Святого Духа. Поэтому Он в особенности гневается на блудника и изощряет против него гнев отмщения» [Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского, 2008]. 

Святитель Дмитрий Ростовский 
 Святитель Димитрий Ростовский (1651-1709)

Преподобный Ефрем Сирин наставляет: «Как свинье приятно валяться в грязи, так и бесы находят для себя приятность в блуде и нечистоте». Он же поведал: «Один брат, терпя брань от блуда, запрещал бесу и говорил: “Иди во тьму, сатана! Разве не знаешь, что хотя и недостоин я, однако же ношу члены Христовы”? И тотчас мгновенно прекращалось распадение (как будто кто, дунув, погашает светильник); поэтому он про себя дивился этому и прославлял Господа». Этот великий отец научает: «Если беспокоит тебя дух блуда, запрети ему, говоря: “Господь да потребит тебя, исполненный зловония, бес нечистоты!” Ибо знаем сказавшего: Плотские помышления суть вражда против Бога (Рим. 8:7)». И еще он сказал: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог (1 Кор. 3:17), - говорит Божественное писание. Как псу, усиленно противься демону блуда; никак не соглашайся увлечься таковым помыслом, потому что от искры много будет угольев, и от худой мысли умножаются худые пожелания. Старайся истребить воспоминание о них паче зловония тайного». Этот великий отец говорит: «Послушай сказавшего: Бегайте блуда (1 Кор. 6:18). А желаешь ли знать, какой тяжкий грех – блуд? Кого не смогли умертвить  угрызения змей в пустыне, тех низложил блуд в земле Мадиамской, а потом они согласились есть жертву идольскую, за что из народа в один день погибло их двадцать три тысячи (1 Кор. 10:8)». Он учит: «Если же хочешь победить блуд, возлюби бдение и жажду, помышляй всегда о смерти и никогда не имей бесед с женщиной, - и  победишь» [Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина, 2008]. 

прп. Ефрем Сирин
Прп. Ефрем Сирин

Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит: «Грех блуда имеет то свойство, что соединяет два тела, хотя незаконно, в одно тело (см. 1 Кор. 6:16); по этой причине, хотя он прощается немедленно после раскаяния в нем и исповеди его, при непременном условии, чтоб покаявшийся оставил его, но очищение и истрезвление тела и души от блудного  греха требует продолжительного времени, чтобы связь и уединение, установившиеся между телами, насадившиеся в сердце, заразившие душу, изветшались и уничтожились. Для уничтожения несчастного усвоения Церковь полагает впавшим в блуд и в прелюбодеяние весьма значительные сроки для покаяния, после чего допускает их к причащению всесвятым Телу и Крови Христовым». Он же говорит: «Некоторые утверждают, что впадение в блудный грех телом и впадение в него умом и сердцем есть преступление одинаковых тяжести и значения. Такое мнение Спасителя: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5:28). Несправедливое мнение! Это сказано в дополнение к ветхозаветной заповеди, это сказано тем, которые признавали грехом один телесный блуд, не понимая, что злые помыслы, к которым  причисляются помыслы блудные, из сердца исходят … оскверняют человека (Мф. 15:19–20), отдаляют от Бога (Прем. 1:3), отъемлют чистоту – средство богозрения.  Услаждение блудными помыслами и ощущениями есть блуд сердца и осквернение человека, делающего его неспособным к общению с Богом, а блуд тела есть изменение всего человеческого существа от смешения с другим телом (см. 1 Кор. 6:16), есть совершенное отчуждение от Бога, есть смерть, есть погибель. Чтобы выйти из первого состояния, должно истрезвиться; чтобы выйти из второго, должно воскреснуть, должно снова родиться покаянием» [Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова), 2008]. 

Св. Игнатий Брянчанинов

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867)

Смотрите на сайте архимандрита Ианнуария (Ивлиева)Греховные страсти. Развитие и классификация

Как учат нас поступать с теми кто поддался страсти блуда Святое Евангелие и Святые Отцы?

В Евангелие от Иоанна сказано, что однажды Иисус проповедовал в Иерусалимском храме. «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:3–11).

кто из вас без греха
Василий Дмитриевич Поленов. Христос и грешница (Кто из вас без греха?).
Впервые картина была показана на XV Передвижной выставке 1887 года.

Преподобный авва Дорофей поведал нам: «Не осуждай ближнего: тебе грех его известен, а покаяние не известно» [Цветник духовный. Мысли и изречения святых и великих людей, 2010]. 

Святитель Димитрий Ростовский говорит«Человек, осуждающий других, похож на зеркало, которое в себе всех отображает, а себя не видит» [Там же].

Преподобный Иоанн Лествичник научает: «Судить - это бесстыдное похищение Божьего достоинства» [Там же].

Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Угождающий чреву и хотящий победить духа блудного подобен тому, кто маслом хочет погасить огонь» [Там же].

Преподобный Нил Синайский научает: «Гнушайся плотолюбивых помыслов, потому что они тело растлевают, и душу оскверняют» [Там же].

прп. Нил Синайский
Преподобный Нил Постник (Синайский).

Преподобный авва Исаия сказал: «Если красота телесная прельщает твое сердце, то помысли, в какой она обратится смрад, и успокоишься» [Там же].

Преподобный Амвросий напоминает нам о том, что: «Святой Марк Подвижник говорит в своем законе духовном: “корень похоти – любление похвалы и славы человеческой”. Усиливается похоть, как говорят другие святые отцы, когда человек любит покой телесный (в пище, питии и сне) и особенно когда не хранит своих очей от предметов соблазняющих» [Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев, 2009]. 

прп. Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий Оптинский

 

прп. Марк Подвижник
Преподобный Марк Подвижник

Итак, преподобный Анатолий старший научает: «Блудная страсть всех воюет. И на мытарствах бес блуда похваляется пред всеми князьями тьмы, что он больше всех дал добычи аду. Терпи и проси Божией помощи. Говорить сестрам на пользу – хорошо, а молчать еще лучше. А себя укоряя, за них молиться – еще того лучше» [Там же]. 

Таким образом, преподобный Анатолий 

старший

 наставляет: «Просишь меня сказать тебе средство, как избавляться от блудных помыслов. Разумеется, как учат святые отцы: 1-е дело – смириться, 2-е – не глядеть ни на дьяконов, ни на ребят молодых, а 3-е, главное, – потерпеть» [Там же]. 

Оптиной пустыни известно о двух старцах, преподобных Анатолиях Оптинских,  старшем и младшем.

прп. Анатолий старший прп. Анатолий младший
 Прп. Анатолий (Зерцалов) старший  Прп. Анатолий (Потапов) младший

РЕКОМЕНДОВАННЫЕ СТАТЬИ, ФИЛЬМЫ, АУДИО ЛЕКЦИИ, ЛИТЕРАТУРА

Библия

Если Вы хотите познать истинное положение дел в медицине и знать какой опасности подвергается Ваша жизнь, пожалуйста ознакомьтесь со статьёй «Горькие плоды врачебных ошибок» в разделе «Школа больного». 

Если Вы хотите познакомиться с историей жизни Иисуса, описанной его любимым учеником Иоанном, посмотрите художественный фильм «Евангелие от Иоанна» британского режиссёра Филиппа Сэвилла. В создании фильма учавствовали такие страны как Великобритания, Канада, США.

Визуальное «Евангелие от Иоанна» это кинокартина, которая была слово в слово перенесена из Библии. История жизни Иисуса, описанная его учеником Иоанном, это 3-х часовое повествование переносит зрителя в древний мир, тщательно и скурпулезно воссозданный, включая оригинальный саундтрек, наполненный звуками инструментов из того времени. Картина точно следует тексту «Евангелие от Иоанна», не добавляя ничего из других евангелий и не пропуская сложных моментов.

Если Вы ещё  не видели фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы» обязательно посмотрите его.

Фильм «Страсти Христовы» о последних двенадцати часах жизни Иисуса из Назарета. Действие начинается в Гефсиманском саду, куда Иисус пришел помолиться после Тайной вечери. Иисус сопротивляется искушениям, которым подвергает его сатана. Преданный Иудой Искариотом, Иисус арестован. Его приводят назад в Иерусалим, где предводители фарисеев обвиняют его в богохульстве, и суд над ним завершается смертным приговором...

Если Вы хотите увидеть уникальные кадры, снятые очевидцами, как ангелы забирают душу праведного человека, услышать свидетельства людей, побывавших на «том» свете, посмотрите фильм Галины Царевой «Память смертная».

Если Вы хотите узнать «О духовных наставниках» (какими на самом деле должны быть наставники и наставляемые) и «О сущности Христианства» прослушайте лекции на православном телеканале СОЮЗ профессора Московской духовной академии и семинарии Осипова Алексея Ильичав 3-х  и 2-х частях. 

«О духовных наставниках»: 

«О сущности Христианства»:

крест1

Никогда не отчаивайтесь! Смотрите  «Результаты»  «ДО» и  «ПОСЛЕ» терапии.

ВАЖНО! Самые лучшие результаты лечения получены пациентами, получавшими «Духовно ориентированную терапию кожных больных».

Литература

1. Библия.

2. Размышления о Божественной литургии.  Н.В. Гоголь.

 

книги по медицине
Книги по медицине

 

духовные книги
 Духовные книги

Сайты

1.  Православная энциклопедия  «Азбука веры».


2. Православный портал ТРЕЗВЕНИЕ.

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам»  (Мф. 7:7).



Все права защищены. Исключительное право на любые материалы, опубликованные на представленном Internet – сайте, в том числе статьи, изображения (фотографии, рисунки), аудио- и аудиовизуальные произведения принадлежат Олегу Васильевичу Терлецкому. Любое копирование, воспроизведение и иное использование материалов, на сайте terletsky.ru, без письменного согласия Олега Васильевича Терлецкого запрещено.

© Олег Васильевич Терлецкий, 2012-2017 (фото, рисунки)
© Олег Васильевич Терлецкий, 2012-2017 (статьи и иные публикации)
2012 © cайт создан easyDRaw
Яндекс.Метрика