Лечение псориаза, экземы, атопического дерматита, розацеа и других заболеваний кожи. Тел. для связи: +7 (904) 602-31-33.

Об истинной болезни царя Авгаря, ставшей причиной сотворения Господом Иисусом Христом, первой иконы Христа–Нерукотворного

     Терлецкий О. В.

Канд. мед. наук, врач дерматовенеролог

«Нет более славной победы, как победить самого себя»

                                                                          Свт. Тихон Задонский

ОБ ИСТИННОЙ БОЛЕЗНИ ЦАРЯ АВГАРЯ, СТАВШЕЙ ПРИЧИНОЙ СОТВОРЕНИЯ ГОСПОДОМ ИИСУСОМ ХРИСТОМ, ПЕРВОЙ ИКОНЫ ХРИСТА–НЕРУКОТВОРНОГО 

УДК 616.5                                                       Диак. Олег Терлецкий; свящ. Григорий Григорьев*

В статье рассматривается малоисследованный вопрос: какая болезнь, проказа или псориаз, стала причиной приобретения человечеством первой иконы Христа – Нерукотворного образа?

В церковном восточном предании повествуется о «царе Авгаре, который правил в городе Эдессе. Заболев проказой, царь долго и тщетно искал того, кто мог бы его вылечить».

В вавилонской и ассирийской медицине для обозначения псориаза использовался термин «quliptu» или «garabu», в Древней Греции – «alphos», «lepra» или «psora». Во времена Гиппократа псориаз был известен под названием «lерrа» и «psora» (по-греч. psora – чесотка, парша).

Евсевий, епископ Кесарийский (Памфил; ок. 263–340), пишет: «…царь Авгарь… мучимый болезнью, излечить которую было не в силах человеческих…».

В сирийских источниках VII–VIII вв. указывается, что царь Авгарь болел подагрой, а в армянском апокрифе подагру называют «болезнью Авгаря».

В результате исследования мы пришли к выводу, что царь Авгарь проказой не болел, а, вероятнее всего, был болен псориазом, осложненным псориатическим артритом, что объясняет наличие у него так называемой подагры.

Ключевые слова: церковное восточное предание, царь Авгарь, проказа, псориаз, «Святой Мандилион», первая икона Христа – Нерукотворного образа, «икона икон». 

                                                                                          

True king of disease Abgar, which became the cause of the creation of the Lord Jesus Christ, the first icon of Christ – the Image

Terletskii Oleg, deacon; Grigoriev Grigory, priest

The article examines the scantily explored the question of what disease, leprosy or psoriasis, the acquisition caused by mankind first icons of Christ – the Image?

In the eastern church tradition tells the story of «King Abgar, who ruled in the city of Edessa. Ill with leprosy, the king long and vainly sought someone who could cure him».

In the Babylonian and Assyrian medicine for psoriasis designations used the term «quliptu» or «garabu», in ancient Greece – «alphos», «lepra» or «psora». At the time of Hippocrates psoriasis was known as «lepra» and «psora» (in greek. psora – itch, scab).

Eusebius, bishop of Caesarea (Pamfil; c. 263–340), writes: «…King Abgar... tormented by illness, to heal that was not humanly possible...».

The Syrian sources VII–VIII centuries. It states that King Abgar suffered from gout and gout in the Armenian apocryphal called the «disease of Abgar».

As a result of research, we came to the conclusion that King Abgar leprosy was not sick, but probably was sick of psoriasis complicated with psoriatic arthritis, which explains the presence of a so-called gout.

Keywords: Eastern church tradition, King Abgar, leprosy, psoriasis, «Holy Mandylion», the first icon of Christ – the Image, «the icon of icons». 

     В статье рассматривается малоисследованный вопрос: какая болезнь, проказа или псориаз, стала причиной приобретения человечеством первой иконы Христа – Нерукотворного образа? Изучение этого вопроса непосредственно связано с царем Авгарем,«мучимым болезнью, излечить которую было не в силах человеческих» [3]. Авгарем в христианском предании именуется правитель «арамееязычной Осроены, эдесский царь Абгар V (или Абгар Эдесский, Абгар Большой, Абгар Уккама (Черный), правивший с 4 г. до н. э. до 7 г. н. э. и затем вновь в 13–50 гг. н. э.)» [12, с. 8]. Исцелившись от недуга по воле Божьей с помощь «Святого Мандилиона», Абгар принял христианство и стал первым в истории христианским монархом. Такой вывод делает азербайджанский историк Рамиз Мехтиев: «Как бы то ни было, большинство источников сходится во мнении, что Абгар V Черный лично принял христианство и разрешил последователю Иисуса Аддаю Эдесскому проповедовать его в Осроене, тем самым превратив эту религию в официальную и став первым в истории христианским монархом» [12, с. 13].

С целью установления истинной болезни царя Авгаря, которая стала причиной обретения человечеством первой иконы Христа – Нерукотворного образа на плате, «иконы икон», которую называли в Византии «Святым Мандилионом», а в Древней Руси – «Святым Убрусом» или «Спасом Нерукотворным» [4, с. 12], мы решили изучить сохранившиеся церковные предания и письменные источники.

     Согласно церковному восточному преданию, первым изображением лика Христа был именно Спас Нерукотворный. Этот тип воплощения образа Спасителя известен со времен иконоборчества, когда философ и богослов, преподобный Иоанн Дамаскин в свой труд «Точное изложение православной веры» включил рассказ об Авгаре, царе Эдесском:  

«…когда царствовавший в Эдесском городе Авгарь послал живописца, чтобы он нарисовал похожий образ Господа, и когда живописец был не в состоянии по причине сиявшего блеска Его Лица, то Господь Сам, приложив кусок материи к Своему божественному и животворящему Лицу, напечатлел на куске материи Свой образ, и при таких обстоятельствах послал это сильно желавшему Авгарю» [7, с. 255].

АВГАРЬ  ПОЛУЧАЕТ  НЕРУКОТВОРНЫЙ  ОБРАЗ  ОТ АПОСТОЛА ФАДДЕЯ

Авгарь получает Нерукотворный Образ от апостола Фаддея. Изображение в правом верхнем углу. (Икона X века из монастыря Святой Екатерины на Синае. Створки диптриха)                 

Первый историк Церкви Евсевий (IV в.) «на основании одного сирийского документа, говорит, что Авгарь, страдая тяжкою болезнью, просил Иисуса Христа о помощи, признавая Его Сыном Божиим и предлагая ему свою столицу для проповеди…» [7, с. 452].

Стоит упомянуть, что и в своем «Первом защитительном слове против порицающих святые иконы» прп. Иоанн привел такое свидетельство из труда св. Дионисия Ареопагита «О церковной иерархии»:

«До нас дошло издавна переданное повествование о том, что Авгарь, – разумею Эдесского царя, – воспламененный тем, что он слышал о Господе, до божественной любви, отправил послов, просивших [Господа] посетить его. Если же Он отказался бы сделать это, то Авгарь приказал, чтоб живописец срисовал бы Его изображение. Узнавши это, Тот, Кто все знает и все может, взял кусок холста и, приблизивши [к нему] Свое лицо, в это время напечатлел Свой собственный образ, что сохраняется и доныне» [8].

А.М. Лидов, зав. отделом культуры древности Института материальной культуры МГУ, академик Российской академии художеств, указывает на то, что «первые упоминания о существовании Образа относятся к концу VI века. В середине X века создается “Повесть о Нерукотворном Образе”, в которой излагаются два предания о возникновении Нерукотворного образа Спасителя. Согласно первой истории, топарх Эдессы по имени Авгарь, страдавший от тяжелых болезней [3; 4, с. 12; 9; 10], узнал о чудесах Христа и уверовал в Него. Он отправил Спасителю письмо с просьбой прийти и исцелить его» (Повесть, 13). Согласно второй истории, Нерукотворный образ возникает во время молитвы в Гефсиманском саду, когда Христос предвидит Свои крестные муки: «Когда Христос должен был идти на вольную смерть, когда, являя человеческую немощь, Он явился борящимся и молящимся, когда пот капал с него, подобно каплям крови, как указывает евангельское повествование (Лк 22:44), тогда, говорят, взяв у одного из учеников этот ныне видимый кусок ткани, он вытер им ручейки пота, и тотчас отпечатался Его боговидный образ» (Повесть, 17 и 21) [4, с. 12]. Апостол Фаддей рассказал Авгарю об «изображении без красок, от пота» (Повесть, 21).

Таким образом, Сам Христос создал Спас Нерукотворный – Свой образ, послуживший достоверным источником к написанию целого ряда списков «иконы икон». По некоторым источникам, икона Спаса Нерукотворного получила распространение в Древней Руси уже с IX в.

Спас-Нерукотворный

Спас Нерукотворный. Первая половина ХIV века. Госдарственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Те же сведения приводятся во многих современных работах с прибавлением того, что называется страшная болезнь царя Авгаря – проказа. Правда, откуда взяты сведения, что Авгарь болел проказой, авторы не уточняют, ограничиваясь глухими ссылками на церковное предание. Например, И. Языкова сообщает, что в церковном восточном предании говорится о «царе Авгаре, который правил в городе Эдессе. Заболев проказой, царь долго и тщетно искал того, кто мог бы его вылечить» [20, с. 97]. Епископ Иларион (Алфеев) в книге «Таинство веры: Введение в православное догматическое богословие», рассказывая о князе Авгаре и обретении Нерукотворного образа Христа, пишет: «Согласно преданию, первая икона Христа появилась при Его жизни. Эдесский князь Авгарь, больной проказой, послал своего слугу к Спасителю с просьбой прийти и исцелить его» [5, с. 138].

Где именно церковное восточное предание сообщает о проказе царя Авгаря, нам в процессе исследования данного вопроса, к сожалению, так и не удалось выяснить.

  В западном предании существует рассказ о «праведной женщине Веронике».

Вероника, «видя Спасителя, шедшего с крестом на Голгофу, прониклась к Нему чувством сострадания и отерла Его лицо своим платком. И тут чудесным образом Лик Спасителя запечатлелся на ее платке. Западная иконография изобилует изображениями праведной Вероники, держащей в руках плат с запечатленным на нем нерукотворным Ликом. Обычно это Лик страдающего Спасителя, в терновом венце, со следами бичевания. В XVII веке этот извод получает распространение и в России» [20, с. 97].

В результате мы пришли к выводу, что при рассмотрении этого сюжета исследователи используются два вида источников: одни опираются на церковное предание, а другие – на древние письменные источники, дошедшие до нашего времени, где «проказа» в качестве заболевания царя Авгаря не упоминается. Например, епископ Кесарийский Евсевий Памфил (ок. 263–340), создатель первой «Церковной истории» (нач. IV в.), охватывающей время от начала христианства до 324 г. (при ее написании он пользовался не только всеми главными церковными библиотеками того времени, но и государственными архивами), пишет:

«Поэтому и царь Авгарь, славно управлявший народами по ту сторону Евфрата, но мучимый болезнью, излечить которую было не в силах человеческих, узнав об имени Иисуса и Его чудесах – о них согласно свидетельствовали все, – решил умолять Его, послав гонца с письмом и просьбой об избавлении от болезни» [3].

Евагрий Схоластик (ок. 536–594), автор «Церковной истории» (кон. VI в.), охватывающей время с 431 по 594 г., «описывает предания древних об Эдессе и Авгаре, и о том, что Христос писал к Авгарю послание» [2], но какой болезнью царь страдал, не говорит. Также он пишет, что некогда избавлению Эдессы от персидской осады споспешествовала «Богозданная нерукотворная икона», которую «Христос Бог прислал Авгарю, когда сей хотел Его видеть» [2].

«Литургическое предание Церкви сохранило в богослужебных книгах историческую память об истории царя Авгаря. Она передается в стихирах на великой вечерне, каноне на утрене и в особой молитве образу» [6]. Например, вот стихира на «Господи, воззвах»:

«Пречистаго Твоего лица зрак изобразив, Авгарю верному послал еси, возжелавшу Тя видети, по Божеству Херувимы невидимаго. Яко да Твой образ зряще, нас ради воплощшагося и пострадавшего волею, к Твоей любви распалаемся, юже на нас излиял еси, великия ради Твоея милости» [19, с. 123].

Как видим, в этой стихире о болезни царя Авгаря ничего не сказано.

Информацию о болезни царя Авгаря и чудотворениях «Святого Мандилиона» в Эдессе находим в сирийских источниках VII–VIII вв. и армянском апокрифе.

В сирийских источниках присутствует предание о чуде:

«Оно рассказывает, что некий человек с Востока украл Нерукотворный образ, который хранился в церкви Эдессы. Когда вор остановился на ночлег в монастыре свв. Козьмы и Дамиана за пределами города, Мандилион вдруг наполнился огнем и стал жечь похитившего его. Вор бросил реликвию в глубокий монастырский колодец, и немедленно огненный столп спустился с небес на колодец. Мандилион был найден, и с того времени каждый, кто омывался водой из колодца, получал исцеления, особенно те, которые, подобно царю Авгару, были больны подагрой» [4].

В армянском апокрифе содержится предание о происхождении этого колодца, созданного самим Авгарем, который, получив Мандилион, «выкопал колодец, омыл свое тело, затем облобызал образ Спасителя и исцелился и многие другие с ним… После того он построил церковь и с великой честью поместил божественный образ в ней на святую трапезу» [21] **. Вода колодца, согласно более поздним свидетельствам, исцеляла и христиан, и иноверцев. Она особенно помогала от проказы, «слоновой болезни» и подагры («болезни Авгаря»). Вскоре после разгрома Эдессы в 1144 г. колодец в разрушенном монастыре посетил новый правитель края, Занги, который, исцелившись от болезни ног, повелел основать при колодце лечебницу» [4; 15, с. 9; 22] ***.

Учитывая приведенные ранее сведения, попытаемся установить истинную болезнь царя Авгаря.

1. Как мы установили, самым древним письменным источником, где указывается о болезни царя Авгаря, дошедшим до нашего времени, является «Церковная история» Евсевия, епископа Кесарийского.

2. В ней Евсевий Кесарийский характеризует царя Авгаря как «мучимого болезнью, излечить которую было не в силах человеческих». Но какой именно болезнью страдал царь, не говорится.

3. Мы знаем из этого же источника, что больной не был изолирован от окружающих его людей, как, например, царь Озия: «И был царь Озия прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня. А Иоафам, сын его, начальствовал над домом царским и управлял народом земли» (2 Пар 26:21). В глаголемые времена изгнание прокаженного из города (селения) или его изоляция, как в случае с царем Озией, были обязательными.

гордость и наказание царя Озии

 Гордость и наказание царя Озии.


 проказа царя Озии

 Проказа царя Озии
Собрание графства Девоншир, 1635
Харменс ван Рейн Рембрандт

4. Стремление израильтян во что бы то ни стало избежать проказы объяснялось тем, что прокаженный на все время болезни считался нечистым в культовом отношении (Лев 13:3) и поэтому изолировался от общества и отстранялся от участия в богослужении. Хроническое заболевание становилось тяжелым несчастьем и испытанием для больного (Иов 2:7–8). Необходимо отметить, что изоляция прокаженного от общества имела не медицинскую, а религиозную причину: считалось, что нечистота передается через прикосновение (Лев 15:4–12). Заболевших не допускали в стан (Лев 13:46; Числ 5:2; 12:14), и они жили за городскими воротами, как те четверо прокаженных, которые были вынуждены находиться вне стен Самарии даже во время войны (4 Цар 7:3–10) [17, с. 225]. Профессор А. П. Лопухин в толковании на книгу Левит пишет:

«Раз объявленный нечистым, прокаженный должен был немедленно облечься в костюм носящего траур и носить его в течение всей болезни: голова его была обнажена, одежда (на груди) разодрана, волосы на голове в беспорядке, подбородок подвязан, и он должен, предупреждая чистых от осквернения, взывать: “тамэ, тамэ” («нечисть, нечисть!»), ср. Плач 4:15. Этим уже предполагается заразительность проказы по древнееврейскому воззрению (в медицине об этом в древнее и новое время существовали два противоположных взгляда). По талмудистам, прокаженный, войдя в чистый дом, осквернял всех, там находящихся, и все сосуды, исключая только покрытых или обвязанных (Мишна, Келим 1:4; Негаим 13:11). Так как одно прикосновение к прокаженному оскверняло, то прокаженный во все время болезни должен был жить отдельно от здоровых вне стана или города (ср. Числ 5:2–3; 4 Цар 7:3; Лк 17:12) в особых, нарочито для прокаженных отведенных строениях. В позднейшее время, если прокаженный хотел посетить синагогу, храм, то он занимал особо отгороженное там место и должен был первый войти в здание и последним выйти (Негаим, 13:12). Это талмудическое свидетельство, впрочем, мало согласуется с библейскими данными (Лев 13; 14)» [11].

5. Возможно, что язычники придерживались других правил и больного проказой не изгоняли и не изолировали, как это было с Нееманом Сириянином: «Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что через него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но прокаженный» (4 Цар 5:1); «И пошел [Нееман] и передал это **** господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской» (4 Цар 5:4). В предыдущей нашей работе [17, с. 224] мы определили, что Нееман Сириянин болел не проказой, а псориазом. Поэтому, даже если учесть, что Авгарь был язычником, аргументов все равно больше в пользу того, что царь болел псориазом, осложненным псориатическим артритом. Также важно то, что проказа не относится к наследственным заболеваниям, а мы знаем из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, что сын царя Авгаря болел подагрой и был исцелен апостолом Фаддеем, одним из семидесяти.

«И начал Фаддей силой Божией врачевать всякую болезнь и всякую немощь, так что все изумлялись… Изумился Авгарь: что слышал он об Иисусе, то на деле свершилось на нем через Его ученика Фаддея, который исцелил его без лекарств и трав, и не его только, но и сына его Авда, болевшего подагрой. Тот тоже, подойдя к Фаддею, упал ему в ноги и был исцелен молитвой и прикосновением руки. Фаддей исцелил много их сограждан, творил великие чудеса и проповедовал слово Божие» [3].

Наследственным заболеванием как раз таки является псориаз, но не проказа. Как мы помним, в сирийских и армянских источниках говорится, что царь Авгарь болел подагрой [4; 15, с. 9; 21; 22]. Но в те далекие времена подагрой называли практически все заболевания суставов. Современной медицине известно, что псориатический артрит, как и псориаз, относится к наследственным заболеваниям. Причем псориаз может начинаться именно с поражения суставов. Поэтому мы предполагаем, что сын Авгаря Авда имел поражение суставов, связанное с псориазом.

        6. К сожалению, описательной картины кожного поражения у царя Авгаря не существует, и в Библии об Авгаре нет упоминаний. И тем не менее такой косвенный признак, как отсутствие его изоляции или изгнания, а также уточнение случая с Нееманом Сириянином наталкивают на мысль, что этот человек страдал все же от псориаза, несмотря на существующее мнение церковного восточного предания о том, что царь Авгарь болел проказой. Потому что в греческой медицине слово «проказа» означало прежде всего псориаз, симптомы которого во многом совпадают с симптомами проказы.

Более подробно «ключевые слова», относящиеся к описанным в Библии кожным болезням, помогающие понять, где речь идет о псориазе, а где о проказе, мы разобрали в нашей предыдущей работе «Псориаз и кожные болезни в Библии» [17]. Например, учитывая описанную в Библии клиническую картину: «…и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом» (Числ 12:10), авторы настоящего доклада как врачи (один из которых дерматолог) считают, что Мариам и Нееман Сириянин болели псориазом, а также и своего слугу Гиезия пророк Елисей наказал передающимся по наследству псориазом, потому что сказано: «Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него [белый] от проказы, как снег» (4 Цар 5:27). В настоящее время медицинской науке известно, что псориаз является наследственным заболеванием, а проказа – инфекционным, но не наследственным.

Также думаем, что речь идет о псориазе и в том случае, когда перед тем, как отправить Моисея с Аароном к старейшинам сынов Израилевых, Господь показывает Моисею чудеса: «Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег» (Исх 4:6).

Соответственно, мы предполагаем, что Симон прокаженный (Мф 26:6–13) был ранее исцелен Иисусом или у него был незаразный псориаз, как, по нашему мнению, и у нищего Лазаря (Лк 16:20–21).

Высыпания при псориазе, как правило, покрыты серебристо-белыми чешуйками, которые по внешнему виду вполне сравнимы со «снегом». При проказе высыпания, похожие на снег, совершенно не характерны. Поэтому можно предположить, что, когда в Библии высыпания на коже человека сравниваются со «снегом» или говорится, что «все превратилось в белое», а также и в тех случаях, когда больного не изолируют и не изгоняют за пределы города (селения), речь идет все же о псориазе.

Таким образом, подытожив имеющуюся у нас информацию по исследуемому вопросу, мы пришли к выводу, что царь Авгарь все же проказой не болел, а если и был болен, то, вероятнее всего, псориазом, при этом так называемая подагра – не что иное, как одно из осложнений псориаза в виде псориатического артрита.

Стало быть, икона Спаса Нерукотворного – величайшая святыня христианского мира – была сотворена Христом, Сыном Божьим благодаря болезни царя Авгаря. Как мы установили, Авгарь был «мучим» псориазом, осложненным псориатическим артритом. По преданию, изображение Господа чудесным образом запечатлелось на куске ткани, которым Он отер лицо после омовения, а затем отдал убрус (плат) со Своим «Божественным и животворящим» ликом посланнику эдесского царя. Образ исцелил Авгаря, который, крестившись, стал первым христианским царем *****.

Чудо исцеления Нерукотворным образом было первым, совершенным не Самим Господом, а Его изображением. Оно стало знамением святости изображений Церкви, чудотворности ее икон.

Патриархи Александрии, Антиохии и Иерусалима в форме соборного постановления, именуемого «Послание трех восточных патриархов императору Феофилу», Эдесский образ ввели в контекст основных аргументов иконопочитателей, и им возглавили перечень из 12 важнейших чудотворных икон [4] ******.

«Итак, прославляя Нерукотворный образ, Церковь говорит о Христе как о вочеловечившемся Боге» [6]. Его «икона есть видимое и осязаемое свидетельство припряжения сотворенного человеческого начала нетленному божественному бытию» [13, с. 316].

В результате становится понятна спасительность почитания священных изображений. Руководствуясь определением Седьмого Вселенского собора, следует помнить, что через почитание иконных образов все внимание и ум возносятся к невидимому Первообразу. «Такое исповедание почитания икон ставит священное изображение как бы на грани видимого и осязаемого мира и мира духовного, божественного. Икона становится как бы видимым символом невидимого мира, его осязаемой печатью, и смысл ее – быть светлыми вратами неизреченных таин, путем божественного восхождения» [13, с. 316].

К сожалению, «икона икон» была утрачена в 1204 г., после разграбления Константинополя крестоносцами, когда «корабль, на котором они везли похищенный образ, утонул во время крушения на море. Так что подлинник оказался потерян» [14].

Известно, что псориазом в мире болеет примерно 110 млн человек. Хотя на самом деле эта цифра значительно выше. Нашедшему лекарство от псориаза гарантировано получение Нобелевской премии и еще нескольких миллионов евро из разных фондов. В настоящее время на поиск и разработки лекарственных препаратов потрачены уже сотни миллионов евро, однако универсальной мази или таблетки не найдено.

Изучение истории обретения человечеством первой иконы Христа – Нерукотворного образа, приводит к мысли, что, кроме молитвы к Господу, веры и покаяния, Богу угодно, чтобы болеющий человек, имея нужду и желая исцелиться, прикладывал собственные усилия к выздоровлению. Царь Авгарь страдал от мучительной кожной болезни и поражения суставов. Сам он из-за невыносимой боли и страданий не мог совершить длительное путешествие в Иерусалим к Иисусу Христу. Но он не впал в уныние, а с великой верою в исцеляющую силу Сына Божьего отправил к Спасителю своего посланника Ананию с просьбой прийти и исцелить его. Господь не смог посетить Авгаря, но с помощью Своего Нерукотворного образа исцелил больного. И эта история еще раз подтверждает слова апостола, что «без веры невозможно угодити Богу» (Евр 11:6). «Без веры в Бога невозможно ни любить Его, ни надеяться на Него. Поэтому вера в Бога есть первейшая нравственная обязанность христианина к Богу» [1]. Поэтому оптимальными для выздоровления больного, как мы считаем, являются условия, когда он с верою, покаянием, молитвою ко Господу прикладывает усилия к выздоровлению, в том числе выполняя рекомендации лечащего врача, в результате чего Господь может его исцелить.

Итак, на примере исцеления царя Авгаря от псориаза, осложненного псориатическим артритом [18], можно с уверенностью сказать, что, взывая к помощи самого совершенного и искусного врача и целителя – Господа Иисуса Христа, человечество все же сможет избавиться от этого мучительного недуга.

крест1

ВАЖНО! Самые лучшие результаты лечения получены пациентами, получавшими «Духовно ориентированную терапию кожных больных».

Не отчаивайтесь! Смотрите  «Результаты»  «ДО»  и  «ПОСЛЕ» терапии.



Литература, интернет ресурсы

1. Андреевский И.М. Православно-христианское нравственное богословие. URL: http://azbyka.ru/ otechnik/bogoslovie /pravoslavno-hristianskoe-nravstvennoe-bogoslovie/2_3.

2. Евагрий Схоластик. Церковная история. Книга четвертая, параграф 27. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/cerkovnaya_istoriya#0_6.

3. Евсевий Кесарийский. Церковная история. Книга первая, гл. 13, параграф 2. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesarijskij/tserkovnajaistorija/1_13.

4. Евсеева Л.М., Лидов А.М., Чугреева Н.Н. Спас Нерукотворный в русской иконе. – М., 2005. – С. 12–39.

5. Иларион (Алфеев), епископ. Таинство веры: Введение в православное догматическое богословие. – М.: Эксмо, 2012. – С. 138.

6. Иннокентий (Ерохин), игумен. Нерукотворный образ Спасителя. URL: http://orskxram.prihod.ru/ category_vestnik/view/id/1136907.

7. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. – М.: Отчий дом. 2011. – 480 с.

8. Иоанн Дамаскин, прп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. – С. 24–25 (репринт изд.: СПб., 1893).

9. История иконы «Спас Нерукотворный». URL: http://blagosever.ru/novosti/istorija-ikony-spas-nerukotvornyj.

10. Лидов А.М. Нерукотворные образы в Византии. URL: http://wiki.ru/sites/ vizantiyskaya_imperiya/ articles-8144.html.

11. Лопухин А. П., профессор. Толковая Библия. Толкование на книгу Левит. Гл. 13. URL: http://azbyka.ru/ otechnik/Biblia/tolkovaja_biblija_03/13/.

12. Мехтиев Р. Мифотворчество армян в контексте первого в истории христианского государства. URL: http://www.azconsulate.spb.ru/upload/file/mehtiev_r.

13. Минея. – Август. – Ч. II. – Изд-во Московской Патриархии, 1989.

14. Святой Абгар, первый уверовавший во Христа царь Армении. URL: http://ria.ru /religion/20091219/200085797.html.

15. Смирнов Я.И. Слово X века о том, как чтился образ Спаса на Убрусе в Эдессе // Commentationes philologicae: Сб. ст. в честь И.В. Помяловского. – СПб., 1897. – С. 9.

16. Терлецкий О. В., Григорьев Г. И. Духовно ориентированная терапия. – СПб., 2013. – С. 190.

17. Терлецкий О. В., Григорьев Г. И. Псориаз и кожные болезни в Библии // Вестник РХГА. – 2014. – Т. 15, № 4. – С. 220–228.  

18. Терлецкий О.В., Григорьев Г.И. Об истинной болезни царя Авгаря, побудившей Господа Иисуса Христа Сына Божьего сотворить «Святой мандилион». – СПб.: Русская христианская гуманитарная академия, 2015. – С. 192–193.

19. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. – Изд-во Западно-Европейского экзархата МП, 1996.

20. Языкова И. Со-творение образа // Богословие иконы. – М.: Изд-во ББИ, 2012. – С. 97. – Серия «Современное богословие».

21. Mapp, 1897. – P. 90.

22. Segal, 1970. Edessa. – P. 250–251.

 

*    Терлецкий Олег Васильевич – диакон, кандидат медицинских наук, консультант Международного института резервных возможностей человека, docterl@yandex.ru; Григорьев Григорий Игоревич – священник, доктор медицинских наук, доктор богословия, профессор, заведующий кафедрой психологии, декан факультета психологии и философии человека РХГА, преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, grigorijgi@hotmail.com. 

**        Апокриф, известный в XII–XIII вв., восходит к более раннему сирийскому источнику.

***    Этот чудотворный колодец почитался еще в XIX в. Согласно сказаниям армян Урфы (Эдессы), близ города находился «колодец Мандилиона» (Джеб-аль-Мендиль): Авгарь исцелился от проказы водой, наполнившей колодец, в котором спрятан был Нерукотворный образ.

****   Рассказ пленной маленькой девочки из земли Израильской, которая служила жене Неемановой, о пророке: «И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!» (4 Цар 5:2–3).

*****  Армянская апостольская церковь 19 декабря поминает святого Абгара, первого царя, уверовавшего в Иисуса Христа [14].

****** The letter of the Three Patriarchs, 1997. – P. 32–35.

 



Все права защищены. Исключительное право на любые материалы, опубликованные на представленном Internet – сайте, в том числе статьи, изображения (фотографии, рисунки), аудио- и аудиовизуальные произведения принадлежат Олегу Васильевичу Терлецкому. Любое копирование, воспроизведение и иное использование материалов, на сайте terletsky.ru, без письменного согласия Олега Васильевича Терлецкого запрещено.

© Олег Васильевич Терлецкий, 2012-2017 (фото, рисунки)
© Олег Васильевич Терлецкий, 2012-2017 (статьи и иные публикации)
2012 © cайт создан easyDRaw
Яндекс.Метрика